ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. СТРОЕНИЕ ЛЕГКИХ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о значении дыхания, строении органов дыхания, строения легких |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать особенности строения организма человека - органы дыхательной системы; научится называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы; распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Легкие, гортань, трахея, надгортанник, бронхи, альвеолы |
Оборудование |
Таблицы “Строение органов дыхания”, “Строение легких”, муляжи легких |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение органов дыхания. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81767/?interface=pupil&class-50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. - Каким образом осуществляется дыхание у одноклеточных организмов? (Всей поверхностью тела.) - Как организмы приспособились к дыханию в водной среде? (С помощью жабр; млекопитающие вдыхают воздух и задерживают дыхание.) - У кого из позвоночных впервые появились легкие? (У земноводных.) - Как происходило усложнение строения легких у позвоночных? (У земноводных - мешковидные легкие, у пресмыкающихся - ячеистые, у птиц — добавочные воздушные мешки, у млекопитающих - альвеолярные легкие.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Многие процессы, протекающие в нашем организме, требуют затрат большого количества энергии. Бег или ходьба, решение задач по математике или написание сочинения - на все это уходит очень много энергии. И даже во время сна, когда процессы в организме, казалось бы, замедленные, энергия расходуется на поддержание постоянной температуры тела, постоянства внутренней среды организма. Универсальным источником энергии в живых организмах, в том числе и у человека, является АТФ - аденозинтрифосфорная кислота. Молекула АТФ содержит химические связи, при разрыве которых выделяется большое количество энергии. Для того чтобы запасти энергию в молекулах АТФ, организму необходимо для начала эту энергию получить. Организм человека запасает энергию, которая выделяется при распаде органических веществ, поступающих с пищей. Процесс, в результате которого крупные молекулы распадаются на более мелкие составляющие, сопровождающийся выделением энергии, называется окислением. Например, конечными продуктами распада глюкозы являются углекислый газ (СО2) и вода (Н2О). - Назовите вещество, под действием которого происходит процесс окисления. (Кислород.) - Верно, самым эффективным природным окислителем - веществом, заставляющим глюкозу и другие органические вещества, несущие энергию, распадаться до более простых молекул, является кислород (О2). Кислород воздуха должен постоянно поступать во все органы и ткани. Одновременно необходимо освобождать организм от углекислого газа, который является конечным продуктом окисления питательных веществ. - Какие системы органов участвуют в процессе доставки кислорода и вывода из организма углекислого газа? (Дыхательная и кровеносная, так как кровь выполняет дыхательную функцию.) - Сегодня мы и поговорим об органах дыхания и функциях дыхательной системы |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Учащиеся выдвигают гипотезы |
Наблюдают. Устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. - Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления сложных веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности, называют дыханием. Обычно выделяют три этапа дыхания: 1) внешнее (легочное) дыхание - процесс обмена газами (кислородом и углекислым газом) между легкими и атмосферой; 2) транспортировка газов кровью - кислорода из легких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в легкие для удаления из организма; 3) тканевое дыхание - газообмен в тканях, в результате которого кислород используется для синтеза АТФ и образуются углекислый газ и вода. Задание. Используя текст учебника, определите, какие органы относятся к дыхательной системе? (Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.) - Дыхательные (воздухоносные) пути - это последовательно соединенные между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает легких. Различают верхние и нижние дыхательные пути. Верхние дыхательные пути начинаются носовой полостью, поделенной перегородкой на две половины. Задает вопрос: - Почему в зимнее время очень часто ваши бабушки, дедушки или родители рекомендуют вам дышать через нос? (Ответы учащихся.) - В слизистой оболочке носовой полости находится большое число кровеносных сосудов, которые согревают проходящий воздух. Верхний слой оболочки носовой полости образован клетками ресничного эпителия, благодаря которому воздух увлажняется и очищается ресничками от пылинок. Железы слизистой оболочки выделяют специальные бактерицидные вещества, а на поверхности слизистой находится большое число лейкоцитов, которые также уничтожают бактерии. Таким образом, в носовой полости воздух очищается и от множества бактерий. Пройдя через носовую полость, воздух попадает в глотку, а затем в гортань, от которой начинаются нижние дыхательные пути. Задает вопрос: - Поясните пословицу “Когда я ем, я глух и нем”. (Во время приема пищи можно подавиться, если спешить или разговаривать.) - Гортань образована несколькими хрящами. Специальный надгортанный хрящ (надгортанник) прикрывает вход в гортань во время глотания пищи. Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея образована 16-20 хрящевыми полукольцами, благодаря которым по пищеводу, примыкающему сзади к трахее, свободно может проходить пищевой комок. Приблизительно на уровне 5-го грудного позвонка трахея разветвляется на два бронха, образованных хрящевыми кольцами. Бронхи входят в правое и левое легкое. В легких они многократно ветвятся на более мелкие трубочки, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие бронхиальные ветви называют бронхиолами. От них отходят тончайшие ходы, стенки которых образуют многочисленные выпячивания - альвеолы, или легочные пузырьки. Каждая альвеола оплетена густой сетью капилляров. Задает вопрос: - Капилляры какого круга кровообращения оплетают альвеолы? (Малого круга кровообращения.) Через стенки этих альвеол и капилляров происходит газообмен между воздухом и кровью: в кровь из альвеолярного воздуха поступает кислород, а из крови в альвеолярный воздух - углекислый газ. Стенки альвеол образованы одним слоем плоского эпителия. Изнутри альвеолы покрыты особым (в виде пленки) веществом - сурфактантом. Это вещество не дает им спадаться (слипаться) при выдохе. В обоих легких человека насчитывается около 350 млн альвеол, а их общая поверхность составляет более 150 м2. В каждое легкое входит одна легочная артерия, а выходят две легочные вены. Снаружи легкие покрыты внутренним плевральным листком - легочной плеврой. Наружный плевральный листок выстилает изнутри стенки грудной полости (пристенная плевра). Между двумя листками плевры остается небольшое пространство - плевральная полость. В ней находится плевральная жидкость. Задает вопрос: - Какую функцию выполняет плевральная жидкость? (Она снижает трение между листками плевры при дыхательных движениях.) - Давление в плевральной полости несколько ниже атмосферного. Воздух в плевральной полости полностью отсутствует, что является важнейшим условием осуществления наружного дыхания. Поперек гортани натянуты эластичные голосовые связки, между которыми находится голосовая щель. При напряжении голосовых связок выдыхаемый воздух заставляет их колебаться, вызывая звуковые колебания. Во время дыхания голосовые связки широко раздвигаются, а вот при создании звука они почти полностью смыкаются. В период полового созревания гортань у юношей разрастается больше, чем у девушек, и голосовые связки сильно удлиняются. В результате голос у мужчины снижается почти на октаву, “ломается”. Голос у девушек меняется меньше. Задает вопрос: - Какие еще части тела участвуют в создании звуков? (Губы, язык, нижняя челюсть, зубы.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости следить за своим здоровьем. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением органа дыхательной системы и выполняемой функцией. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Какие этапы дыхания выделяют? - От чего зависят характеристики звуков, издаваемых человеком, и индивидуальные различия голоса? (От строения голосовых связок.) - Что такое дыхание? (Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления сложных веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности, называют дыханием.) - Назовите органы, которые относятся к дыхательной системе. - Что такое дыхательные пути? (Дыхательные (воздухоносные) пути - это последовательно соединенные между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает легких.) - Что происходит с воздухом в носовой оболочке? (В слизистой оболочке носовой полости находится большое число кровеносных сосудов, которые согревают проходящий воздух. Верхний слой оболочки носовой полости образован клетками ресничного эпителия, благодаря которому воздух увлажняется и очищается ресничками от пылинок. Железы слизистой оболочки выделяют специальные бактерицидные вещества, а на поверхности слизистой находится большое число лейкоцитов, которые также уничтожают бактерии. Таким образом, в носовой полости воздух очищается и от множества бактерий.) - Какую роль играет надгортанник? (Специальный надгортанный хрящ (надгортанник) прикрывает вход в гортань во время глотания пищи.) - Что такое альвеола? (От бронхиол отходят тончайшие ходы, стенки которых образуют многочисленные выпячивания - альвеолы, или легочные пузырьки. Каждая альвеола оплетена густой сетью капилляров.) - Как осуществляется газообмен в легких? (Через стенки этих альвеол и капилляров происходит газообмен между воздухом и кровью: в кровь из альвеолярного воздуха поступает кислород, а из крови в альвеолярный воздух - углекислый газ.) - Что собой представляет вещество сурфактант? (Изнутри альвеолы покрыты особым (в виде пленки) веществом - сурфактантом. Это вещество не дает им спадаться (слипаться) при выдохе.) - Какую функцию выполняет плевральная жидкость? (Она снижает трение между листками плевры при дыхательных движениях.) - Как образуется звук? (При напряжении голосовых связок выдыхаемый воздух заставляет их колебаться, вызывая звуковые колебания. Во время дыхания голосовые связки широко раздвигаются, а вот при создании звука они почти полностью смыкаются.) - Какие части тела также участвуют в создании звуков? (Губы, язык, нижняя челюсть, зубы.) |
Объясняют строение дыхательной системы |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Учебник, с. 158-162. Дополнительно: составить презентацию по теме “Дыхательная система” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |