ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, ЕЕ ФУНКЦИИ. КЛЕТКИ КРОВИ. ПЛАЗМА КРОВИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ КРОВИ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы, клетки крови |
Оборудование |
Микроскоп, микропрепарат “Клетки крови”, мультимедиапроектор |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кровь. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000- 4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81762/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Назовите классы животных, для которых характерно два круга кровообращения, 4 камеры в сердце. (Млекопитающие и птицы.) - Для каких классов животных характерно смешивание артериальной и венозной крови? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.) - В чем особенность строения сердца крокодила? (В нем имеется неполная перегородка, что доказывает родство пресмыкающихся и птиц.) - Какие структуры организма человека непосредственно контактируют с окружающей средой? (Эпителиальная ткань - кожа; дыхательная система; анализаторы и рецепторы.) - Какие образования относятся к соединительной ткани? (Кровь, кости.) - С помощью чего возможна транспортировка гормонов и других необходимых биологически активных веществ к органам и тканям? (С помощью кровеносной системы и крови.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. - Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим состав крови, особенности разных клеток крови. Узнаем, почему же кровь окрашена в красный цвет, почему по цвету отличается кровь, которую берут на забор из пальца и из вены. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Что собой представляет внутренняя среда организма человека? Какими структурами она представлена? - Что мы можем сказать о состоянии организма, сделав анализ крови? |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. - Внутренняя среда - это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов. Задание. Используя текст учебника, определите составные части внутренней среды организма. Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения. - Основу внутренней среды составляет межклеточное вещество, или как еще его называют, тканевая жидкость. Это водянистая оболочка вокруг клеток. В состав внутренней среды также входят кровь и лимфа. У человека, как и у всех позвоночных животных, кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. Поэтому кровь непосредственно не может соприкасаться с клетками. Перенос питательных веществ от крови к клетками и вывод продуктов обмена осуществляет тканевая жидкость. По лимфатическим сосудам движется жидкость, сходная и с кровью, и с тканевой жидкостью, но в то же время отличающаяся от них. Это лимфа. Состав внутренней среды организма мы с вами определили, а теперь пришло время определить функции внутренней среды. Подумайте и запишите в течение двух минут, какие функции могут выполнять кровь, лимфа, тканевая жидкость. Контролирует выполнение работы. Обобщает и дополняет ответы обучающихся. - Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ. Она обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ. Кровь выполняет следующие функции: 1. Транспортная, которая заключается в трех функциях: дыхательной, питательной, выделительной. Рассмотрим более подробно эти функции: а) дыхательная - переносит кислород и углекислый газ; б) питательная - транспортирует питательные вещества; в) выделительная - выносит и удаляет из организма ненужные продукты метаболизма (приносит к почкам). 2. Терморегуляционная - регулирует температуру тела. 3. Защитная - клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы). Защитная функция также проявляется в образовании сгустка крови - тромба. Тромб образуется в том месте, где поврежден сосуд, что позволяет защитить организм от кровопотери. 4. Регуляторная - поддерживает в организме гомеостаз. Гомеостаз - это относительное постоянство химического состава и физических свойств. Основная функция лимфы - защитная. В лимфе происходит уничтожение болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, лимфа обеспечивает возвращение в кровяное русло тканевой жидкости. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови). На долю плазмы приходится 55-60 % объема крови, а оставшиеся 40- 45 % - на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей. К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу: КЛЕТКИ КРОВИ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Предлагают свои варианты ответов |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||
Тип клеток |
Особенности строения и жизнедеятельности |
Функции |
|||||||
Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку). - В организме взрослого мужчины содержится примерно 5 л крови, у женщины немного меньше - 4,5 л. По сосудам постоянно движется только часть крови. Некоторый объем крови находится в особых хранилищах - депо крови. Для чего необходимо постоянное количество крови в депо - сосудах кожи, печени и селезенки? (При больших физических нагрузках или травмах, которые сопровождаются сильным кровотечением, кровь из депо начинает активно двигаться по сосудам.) - В плазме крови постоянная концентрация хлорида натрия (поваренной соли) - на уровне 0,9 %. В случае, если его концентрация возрастает или падает, клетки крови погибают. Раствор хлорида натрия, соответствующий составу плазмы крови, называют физиологическим раствором. Его специально готовят и при необходимости вводят в организм (в случае обезвоживания или при кровопотере) |
|||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Индивидуальная или групповая работа |
Организует выполнение лабораторной работы (см. ресурсный материал к уроку). Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Что обеспечивает дисковидная, двояковогнутая форма эритроцитов? (Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при наименьшем объеме. Эритроциты могут проникать в самые тонкие капилляры, быстро отдавая кислород клеткам.) |
Рассматривают клетки крови под микроскопом, сравнивают строение клеток |
Организуют работу, формулируют выводы |
Выполнение заданий |
||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||||
Домашнее задание |
Учебник, с. 127-132. Дополнительно: подготовить сообщения по теме “Вакцинация, открытие Э. Дженнера, ВИЧ” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
КЛЕТКИ КРОВИ
Тип клеток |
Особенности строения и жизнедеятельности |
Функции |
Эритроциты, или красные кровяные тельца |
В 1 мм3 крови человека содержится примерно 5,5 млн эритроцитов. Клетки двояковогнутой формы, без ядра. Живут около 120 дней, а затем разрушаются в печени или селезенке. Новые эритроциты образуются в красном костном мозге. Содержат в себе белок гемоглобин |
Доставка к тканям кислорода и удаление углекислого газа |
Лейкоциты - белые кровяные клетки |
В 1 мм3 крови их содержится 4-9 тыс. Одни виды лейкоцитов вырабатывают особые белки, которые распознают и связывают белки чужеродных организмов (бактерий, простейших, грибов) и чужеродные химические соединения. Эти белки называют антителами. Другие виды лейкоцитов способны к захвату и уничтожению чужеродных частиц, молекул и клеток, проникающих в кровь, то есть к фагоцитозу. Живут лейкоциты недолго - всего несколько дней, а затем разрушаются в селезенке. Новые же лейкоциты вырабатываются в красном костном мозге и лимфатических узлах |
Лейкоциты обеспечивают защитные функции |
Тромбоциты - кровяные пластинки |
В 1 мм3 от 200 до 400 тыс. Они постоянно образуются в красном костном мозге и живут всего несколько суток |
Обеспечивают свертывание крови |
Лабораторная работа № 8. Изучение микроскопического строения крови
1. Рассмотрите препараты крови человека. Обратите внимание на форму эритроцитов. Подумайте, почему при рассматривании под световым микроскопом эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают?
2. Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита препарата крови.
3. Найдите лейкоциты и эритроциты крови. В чем их различие?
4. Сделайте выводы о строении клеток крови человека.