ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с механизмами работы вестибулярного аппарата, органа слуха; помочь рассмотреть строение органа слуха

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора; меры профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; научится называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации (сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию)

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Слуховой анализатор, наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, евстахиева труба, улитка, стремечко, наковальня, молоточек

Оборудование

Аудиозаписи звуков разного происхождения, мультимедийный проектор, модели слухового анализатора, органа слуха

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анализаторы слуха и равновесия. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81755/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Из каких отделов состоит орган зрения? (Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, в который входят веки, ресницы, мышцы глазного яблока и слезные железы.)

- Какую функцию выполняют слезы? (Слезная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока, очищает его от пылинок и убивает бактерии.)

- Что собой представляет наружная оболочка глазного яблока? (Наружная оболочка (белочная) спереди глазного яблока переходит в прозрачную роговицу, ее задний отдел называется склерой.)

- Наличием каких структур определяется цвет глаз? (Клетки радужки содержат всего один пигмент, и если его мало, радужка окрашена в голубой или серый цвет, а если много - в карий или черный.)

- Что такое аккомодация? (Процесс изменения кривизны хрусталика.)

- Как называются рецепторы, воспринимающие раздражение на свет? Чем они отличаются? (Называются колбочками и палочками. Палочки обеспечивают черно-белое зрение при плохом освещении. Колбочки обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности.)

Учитель также может подготовить рисунки с изображениями анатомического разреза глазного яблока и использовать эти рисунки как карточки с заданиями, на которых необходимо подписать части глазного яблока

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучении) нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Мы знаем, почему мы видим, чувствуем, узнаем запахи и ощущаем вкус. О чем еще нам осталось узнать, какой орган чувств еще остался непознанным нами? (Орган слуха.)

- Орган слуха является не только органом, воспринимающим звуки.

В нем таится маленькая загадка, которую нам предстоит отгадать сегодня.

Вспомните, в какой бы позе мы ни находились, мы прекрасно с закрытыми глазами можем определить, находимся ли мы вверх головой! Как вы думаете, какие структуры определяют положение нашего тела в пространстве, даже когда мы с закрытыми глазами? (Орган равновесия.) Если учащиеся не могут дать ответ на вопрос, учитель дает подсказки (про карусель, боязнь высоты или поездку в общественном транспорте).

- Верно, его также называют вестибулярным аппаратом. Сегодня на уроке мы об этих органах и поговорим.

Формулирует проблему:

- Почему во время взлета или посадки самолета необходимо рассасывать леденец?

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Орган слуха играет важную роль не только потому, что мы можем воспринимать звуки на большом расстоянии, но и потому, что слух важен для общения. Устную речь другого человека мы воспринимаем именно благодаря органу слуха.

Формулирует задание:

- Используя текст учебника на страницах 85-87, определите составные части слухового анализатора. (Ответ: орган слуха, слуховой нерв и центры мозга, анализирующие слуховую информацию (височные доли коры больших полушарий).)

- Периферическая часть слухового анализатора - это орган слуха. Он состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо человека представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Ушная раковина - хрящевое образование, покрытое кожей.

- Для какого класса животных характерны ушные раковины? (Для млекопитающих.)

- У человека, в отличие от многих животных, ушные раковины практически неподвижны. Наружный слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. Я думаю, одно из самых главных правил гигиены, которое вы точно выполняете, это чистка ушей. Что накапливается в слуховом проходе? (Ушная сера.)

- А вы знаете, что она тоже выполняет определенную роль? Слуховой проход не совсем прямой, он слегка изогнут, его стенки выделяют особое липкое вещество - ушную серу, которая не дает проникнуть в слуховой проход пыли и мелким насекомым.

Рассказ учителя обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, для того чтобы учащиеся более точно восприняли информацию:

- В полости среднего уха расположены самые маленькие кости организма человека: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек “рукояткой” срастается с барабанной перепонкой, а “головкой” подвижно присоединен к наковальне, которая другой частью подвижно соединена со стремечком. Стремечко широким основанием сращено с перепонкой овального окна, ведущего во внутреннее ухо.

Полость среднего уха через евстахиеву трубу соединена с носоглоткой. Это необходимо для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки при изменениях атмосферного давления. В связи с этим во время взлета или посадки самолета необходимо рассасывать леденец.

Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости.

К органу слуха во внутреннем ухе относится улитка. Улитка - это костный спирально закрученный канал, внутри которого находится жидкость. В канале также находятся звуковоспринимающие клетки, от которых отходят волокна слухового нерва.

При поступлении звукового сигнала столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Эти колебания улавливаются барабанной перепонкой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окно. При прохождении через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40-50 раз и передаются на жидкость, заполняющую полость внутреннего уха. Через эту жидкость колебания воспринимаются рецепторами. В результате колебаний возбуждаются рецепторные клетки, и сигнал по волокнам слухового нерва передается сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в слуховые ядра таламуса и, наконец, в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности.

Задание. Используя текст учебника, определите, как работает вестибулярный аппарат.

Контролирует выполнение работы.

Орган равновесия человека состоит из двух мешочков и трех полукружных каналов. В преддверии внутреннего уха расположены круглый и овальный мешочки, которые заполнены жидкостью. В стенках мешочков находится большое количество рецепторных волосков клеток.

В полости мешочков расположены отолиты - кристаллы солей кальция. Кроме того, в полости внутреннего уха присутствуют три полукружных канала, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях. Они заполнены жидкостью, а в стенках их расширений находятся рецепторы. При изменении положения головы или всего тела в пространстве отолиты и жидкость полукружных канальцев перемещаются, возбуждая рецепторы. Их отростки образуют вестибулярный нерв, по которому информация об изменении положения тела в пространстве попадает в ядра среднего мозга, мозжечок, ядра таламуса и, наконец, в теменную область коры больших полушарий

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Читают текст учебника

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения гигиены органа слуха. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

- Что собой представляет слуховой анализатор? (Орган слуха, слуховой нерв и центры мозга, анализирующие слуховую информацию (височные доли коры больших полушарий).)

- Какой отдел головного мозга обрабатывает раздражения, приходящие от слухового нерва? (Височные доли коры больших полушарий.)

Обобщают и делают выводы

Анализ изученной информации

Вопросы

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 84-91; заполнить таблицу (см. Ресурсный материал к уроку)

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

АНАЛИЗАТОРЫ

Анализатор

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Зрительный




Слуховой




Вестибулярный




Обонятельный




Вкусовой




Ответы:

АНАЛИЗАТОРЫ

Анализатор

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Зрительный

Фоторецепторы сетчатки глаза

Зрительный нерв

Зрительная зона в затылочной доле КБП

Слуховой

Слуховые рецепторы кортиева органа

Слуховой нерв

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный

Рецепторы полукружных каналов

Вестибулярный, затем слуховой нерв

Теменная область в КБП

Обонятельный

Обонятельные рецепторы в полости носа

Обонятельный нерв

Обонятельные ядра и обонятельные центры височной доли КБП

Вкусовой

Рецепторы ротовой полости

Лицевой, языкоглоточный нерв

Вкусовая зона в теменной доле КБП






Для любых предложений по сайту: [email protected]