ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СОМАТИЧЕСКАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о соматическом и автономном отделе НС, симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела НС |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции; роль нервной системы и гормонов в организме; научится называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции; различать функции соматической и вегетативной нервной системы; характеризовать значение регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы и гормонов в организме |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. |
Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
|
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Соматическая нервная система, вегетативная нервная система |
Оборудование |
Таблицы с иллюстрациями области регуляции симпатической и парасимпатической нервных систем |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение и значение нервной системы. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001 a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81750/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит тестирование по теме “Спинной мозг. Головной мозг”. (См. Ресурсный материал к уроку.) |
Выполняют задания |
Осуществляют анализ письменных ответов |
Выполнение тестирования |
|||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цепь урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Как вы уже знаете, работой нашего организма, в том числе и гуморальной регуляцией, управляет нервная система. Со строением головного и спинного мозга вы уже знакомы. Как уже было сказано на предыдущих уроках, работой нашего организма управляет вегетативная (автономная) и соматическая нервная система. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов и систем, обеспечивая их деятельность при изменениях условий внешней среды. Если соматической нервной системой мы с вами можем управлять (задержать дыхание, участить количество вдохов и выдохов), то вегетативной нервной системой управлять мы не можем. Вегетативная нервная система не подчиняется нашему сознанию. Какова же роль вегетативной нервной системы и почему ее подразделяют на симпатический и парасимпатический отделы? Почему вегетативную нервную систему называют также автономной? Чем они отличаются и какую роль играют в жизнедеятельности нашего организма? Обо все этом мы сегодня с вами и узнаем |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает обучающихся к исследованию проблемной ситуации. - Как мы уже говорили, соматическая система регулирует деятельность скелетных мышц. Благодаря этой системе мы можем “приказать” руке подняться вверх, писать в тетради, печатать слова на клавиатуре компьютера и многое другое. То есть всю нашу деятельность, которую мы осуществляем сознательно, помогает нам регулировать соматическая нервная система. Как легко запомнить, что движения тела и мышц регулирует соматическая система? Слово “сома” переводится как “тело”, об этом мы узнали, когда изучали строение нейрона. Установите ассоциацию между этими словами, и вы легко вспомните, какую же роль играет соматическая нервная система. В отличие от соматической нервной системы вегетативная не может регулироваться нашими желаниями. Она работает автономно от нашего сознания. Вегетативная нервная система делится на симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический отдел вступает в работу в тех случаях, когда человек должен работать с большим напряжением: физическим, умственным, эмоциональным. Симпатический отдел усиливает частоту и силу сердечных сокращений, учащает дыхание. Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций симпатического отдела нервной системы: - Первые симпатические нейроны расположены в сером веществе боковых рогов спинного мозга (в грудном отделе и верхней части поясничного отдела). Аксоны этих нейронов выходят из спинного мозга и передают возбуждение на вторые симпатические нейроны, лежащие в симпатических нервных узлах. Эти узлы располагаются двумя цепочками справа и слева от позвоночника и соединены между собой нервными волокнами. Симпатические цепочки начинаются у основания черепа и продолжаются до крестца. От нейронов, расположенных в узлах симпатических цепочек, аксоны направляются к органам головы, брюшной и тазовой полостей, сосудам, железам. Вся деятельность симпатического отдела контролируется скоплениями нейронов, расположенных в заднем гипоталамусе. Парасимпатический отдел вступает в работу в то время, когда человек находится в покое, отдыхает, спит. Высшие центры парасимпатической нервной системы расположены в ядрах переднего гипоталамуса, среднем мозге, продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга. От нейронов в этих отделах аксоны направляются к парасимпатическим нервным узлам (ганглиям), расположенным либо вблизи органов, либо непосредственно в самих органах, образуя так называемые интрамуральные ганглии. Задание. Используя текст учебника и мой рассказ, запишите особенности соматической и автономной нервной системы. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный, фронтальный контроль: Соматическая: подчинена воле человека; регулирует работу поперечнополосатой мускулатуры; двигательные центры - кора больших полушарий (КБП) - лобная доля - план будущих действий. Автономная (вегетативная): не подчинена воле человека; регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца; вегетативный центр - гипоталамус. Делится на два отдела: • симпатический: во время интенсивной работы, требующей затрат энергии; тела нейронов - в грудном и поясничном отделах спинного мозга; • парасимпатический: способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха; тела нейронов - в среднем, продолговатом, крестцовом отделах спинного мозга. - Рассмотрим, как происходит взаимодействие отделов вегетативной нервной системы. Симпатические нервные волокна подходят к гладким мышцам всех органов и сосудов (зрачкам, легким, желудочно-кишечным органам, половой системе), к сердцу, многим железам (пищеварительным, потовым), почкам. Парасимпатические нервные волокна управляют деятельностью гладкой мускулатуры и желез желудочно-кишечного тракта, органов выделения, половой системы, сердца, легких, слезных и слюнных желез. Таким образом, очень многие органы и системы регулируются обоими отделами вегетативной нервной системы: симпатическим и парасимпатическим. Часто воздействия этих отделов носят противоположный характер: например, симпатические влияния тормозят работу пищеварительной системы, а парасимпатические, наоборот, усиливают. Учитель приводит конкретные примеры деятельности автономной нервной системы |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа. Работа в рабочей тетради |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи во взаимосвязи работы симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Задание. Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу. (См. Ресурсный материал к уроку.) ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ |
Выполнение типового задания. (Если учащиеся в течение урока не успевают с заполнением таблицы, контроль по заполнению и проверку можно перенести на следующий урок) |
Отбор информации |
Наблюдение |
|||||
Орган |
Возбуждения, проводимые по нервам |
|||||||||
симпатическим |
парасимпатическим |
|||||||||
Сердце |
||||||||||
Кровеносные сосуды |
||||||||||
Зрачок |
||||||||||
Слезные железы |
||||||||||
Желудок |
||||||||||
Кишечник |
||||||||||
Слюнные железы |
||||||||||
Потовые железы |
||||||||||
Мочевой пузырь |
||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||||
Домашнее задание |
Учебник, с. 56-57; записи в тетради |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||||||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Тест по теме “Спинной мозг. Головной мозг”
Вариант I |
Вариант II |
|||||
Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных. 1. Структуры нервной системы, которые находятся вне ЦНС, называются: 1) нервы; 2) нервные узлы; 3) серое и белое вещество; 4) нервы, нервные узлы, нервные волокна, нервные клетки. 2. ЦНС состоит: 1) из головного мозга; 2) спинного мозга; 3) головного мозга и рефлекторной дуги; 4) спинного мозга и головного мозга. 3. Основа нервной ткани - клетки: 1) нейроны; 2) аксоны; 3) дендриты; 4) нервное волокно. 4. Длинные отростки нервных клеток, по которым возбуждение двигается от тела клетки, называются: 1) аксоны; 2) дендриты; 3) сома; 4) синапсы. 5. Синапс - это: 1) отросток нейрона; 2) структура ЦНС; 3) место соединения двух нейронов; 4) структурная единица нервной системы. 6. Нервные узлы - это: 1) скопления отростков нейронов; 2) структурная единица ЦНС; 3) скопления тел нейронов вне ЦНС; 4) скопления тел нейронов в ЦНС. 7. Нейроны этого типа проводят нервный импульс от поверхности тела (рецепторов) в ЦНС: 1) двигательные; 2) вставочные; 3) исполнительные; 4) чувствительные. 8. Нейрон состоит: 1) из аксона и дендрита; 2) сомы, отростков: аксонов и дендритов; 3) синапса и тела; 4) только из тела. Часть В. В1. Установите правильную последовательность этапов прохождения нервных импульсов по рефлекторной дуге: A) чувствительный нейрон; Б) вставочный нейрон; B) рабочий орган; Г) рецептор; Д) двигательный нейрон. |
Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных. 1. Периферическая нервная система состоит: 1) из нервных узлов, головного и спинного мозга; 2) нервных узлов, нервных волокон, нервных клеток; 3) аксонов и дендритов; 4) нейронов и синапсов. 2. Головной и спинной мозг - это: 1) периферическая нервная система; 2) центральная нервная система; 3) вегетативная нервная система; 4) соматическая нервная система. 3. Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками называется: 1) пузырьки с медиатором; 2) сомо; 3) нейроглия; 4) синапс. 4. Короткие отростки, по которым нервный импульс движется к телу нейрона, называются: 1) аксоны; 2) дендриты; 3) синапсы; 4) сома. 5. Нервы - это: 1) скопления тел нейронов; 2) скопления отростков нейронов вне ЦНС; 3) скопления отростков нейронов в ЦНС; 4) структурная единица ЦНС. 6. Нейроны, которые проводят нервный импульс от ЦНС к рабочему органу, называются: 1) чувствительные; 2) вставочные; 3) двигательные; 4) рецепторные. 7. Аксон, дендрит и тело - это составляющие части: 1) нейроглиальных клеток; 2) нейронов; 3) нервных узлов; 4) нервных волокон. 8. Вставочные нейроны находятся: 1) в головном мозге; 2) спинном мозге; 3) ЦНС; 4) в периферической нервной системе. Часть В. В1. Установите соответствие между частью нервной системы и элементами, ее составляющими. |
|||||
Элементы |
Нервная система |
|||||
A) Спинномозговые нервы; Б) нервные узлы; B) спинной мозг; Г) головной мозг; Д) нервные окончания |
1) Центральная; 2) периферическая |
|||||
А [ ] Б [ ] В [ ] Г [ ] Д [ ] |
||||||
Ответы к тесту:
Вариант I |
Вариант II |
Часть А. 1.4. 2.4. 3.1. 4.1. 5.3. 6.3. 7.4. 8.2. В1. Г, А, Б, Д, В |
Часть А. 1.2. 2.2. 3.4. 4.2. 5.2. 6.3. 7.2. 8.3. В1. 1,2, 1, 1,2 |
ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ
Орган |
Возбуждения, проводимые по нервам |
|
симпатическим |
парасимпатическим |
|
Сердце |
Учащение и усиление сокращений сердца |
Замедление темпа и ослабление сокращений |
Кровеносные сосуды |
Сужение сосудов, повышение кровяного давления |
Расширение сосудов в некоторых органах |
Зрачок |
Расширение |
Сужение |
Слезные железы |
Уменьшение секреции |
Усиление секреции |
Желудок |
Ослабление сокоотделения |
Усиление сокоотделения |
Кишечник |
Ослабление волнообразных движений |
Усиление волнообразных движений |
Слюнные железы |
Скудное слюноотделение |
Обильное слюноотделение |
Потовые железы |
Усиление потоотделения |
Уменьшение потоотделения |
Мочевой пузырь |
Накопление мочи |
Выведение мочи |