ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СПИННОЙ МОЗГ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления о спинном мозге человека; способствовать развитию умения описывать внешнее и внутреннее строение, функции спинного мозга |
|
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
|
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать определения понятий: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс: научится называть принцип деятельности нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме |
|
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
|
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей). Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы); осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
|
Понятия и термины |
Спинной мозг, серое вещество, белое вещество, передние рога, задние рога |
|
Оборудование |
Муляжи спинного мозга, иллюстрации спинного мозга, иллюстрации разреза спинного мозга |
|
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение и функции спинного мозга. - Режим доступа: http://school-collection.edu.m/catalog/mbr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81751/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Какие отделы включает нервная система? (ЦНС и периферическая нервная система. К ЦНС относятся головной и спинной мозг; к периферической относятся нервы, нервные узлы, рецепторы.) - Из каких отделов состоит рефлекторная дуга? (Рецепторы - окончания нервных отростков; чувствительный нейрон; вставочный нейрон (в ЦНС); двигательный нейрон; рабочий орган (мышца).) - Как называются клетки нервной системы? (Нейроны.) - Какие отростки имеют нервные клетки? (Короткие отростки нейронов называются дендритами, по ним Нервное возбуждение двигается к телу нейрона. Длинные отростки называются аксонами. По аксонам нервное возбуждение двигается от тела нейрона.) - Что такое рецепторы? Какова их функция? (Это окончания отростков нервных клеток. Рецепторы преобразуют раздражения в нервные импульсы.) - Что собой представляет белое вещество? (Это отростки нервных клеток, покрытые миелиновой оболочкой.) - Из чего состоит серое вещество? (Это тела нейронов.) - Что относится к ЦНС? (К ЦНС относят головной и спинной мозг; спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе.) - Что собой представляет периферическая нервная система? (Периферическая нервная система состоит из нервных узлов, нервов, нервных окончаний.) - Какую функцию выполняет соматическая нервная система? (Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. - Для чего необходимо знать строение нервной системы? (Она регулирует работу всего организма, это очень важная система для организма.) - У людей в возрасте очень часто возникают боли в поясничной области или в районе позвоночника. Незнающие люди предполагают, что их “продуло”, вот и болит. На самом деле боли в позвоночнике могут быть вызваны разными видами заболеваний, среди которых чаще всего встречается межпозвоночная грыжа, или остеохондроз. Самое главное при этом - не упустить время и в срочном порядке обратиться к врачу. Вы должны активно проводить профилактику заболеваний позвоночника. Для этого необходимо знать его строение и особенности расположения костей. А самое главное, что находится в позвоночном канале, - это спинной мозг. Он также может быть поврежден в результате неправильного движения или несвоевременного лечения заболеваний позвоночника. Для того чтобы оставаться здоровыми, необходимо знать строение спинного мозга |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику (с. 61) |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). - Спинной мозг располагается в позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, это почти цилиндрической формы тяж длиной 45 см и массой 34-38 г: Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2-го поясничного позвонка. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам. Корешки спинномозговых нервов: - передние корешки - аксоны двигательных нейронов; - задние корешки - аксоны чувствительных нейронов. Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу внутренних органов, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью. Спинномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга. Функции СМЖ: • амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений; • доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена; • поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм вод. ст.). - Используя текст учебника, запишите основные функции спинного мозга и поясните их. Учитель контролирует выполнение работы |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
Фронтальная работа |
Организует проверку выполнения упражнения: - Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную. Проводящая функция заключается в том, что по волокнам белого вещества информация от кожных рецепторов, рецепторов мышц конечностей и туловища поступает в головной мозг. И, наоборот, от двигательных центров головного мозга импульсы поступают к мышцам конечностей, туловища и т. д. Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что его двигательные нейроны (мотонейроны) управляют движениями мышц конечностей, туловища и отчасти шеи |
||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Где расположен спинной мозг? (В позвоночном канале.) - Какое строение имеет спинной мозг на поперечном разрезе? (Центральную часть занимает серое вещество, а по краям располагается белое вещество.) - Каковы основные функции спинного мозга? (Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную.) - Чем различаются передние и задние корешки спинного мозга? (Передние корешки - аксоны двигательных нейронов, а задние корешки - аксоны чувствительных нейронов.) - Почему человек с поврежденным спинным мозгом не может осуществлять сложные произвольные движения? (Потому что сегменты спинного мозга регулируют работу мышц; при повреждении участка спинного мозга нарушается передача нервного импульса, и спинной мозг не может регулировать произвольные движения.) |
Отвечают на вопросы |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Вопросы |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 60-63. Дополнительно: составить презентацию по теме “Спинной мозг” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |