НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с ролью нервной системы в поддержании гомеостаза, согласованной работе внутренних органов, в обеспечении выживания организма и его приспособления к изменениям внешней среды

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы; будет знать определения понятий: рефлекс, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы

Личностные результаты

Будут сформированы: понимание уникальности и ценности жизни каждого человека; мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); составлять план ответа; отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

ЦНС, головной мозг, спинной мозг, нейрон, синапс, нервный импульс

Оборудование

Иллюстрации отделов нервной системы

Образовательные

ресурсы

Презентация по теме “Методы изучения природы”. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentatsiya-metody-izucheniya-prirody

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (в каталоге выбрать раздел: Наборы цифровых ресурсов к учебникам “5 класс. Плешаков А. А., Сонин Н. И.”)

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Что такое гиперфункция железы? Чем она отличается от гипофункции? (Гиперфункция характеризуется избыточной выработкой гормонов. Гипофункция, в свою очередь, - недостаточной выработкой гормона. Оба нарушения пагубно влияют на процессы обмена веществ в организме.)

- Какие гормоны вырабатываются в щитовидной железе? Какова их роль для организма? (Вырабатываются тироксин и трийодтиронин. Они увеличивают интенсивность энергетического обмена и роста организма; отвечают за стимуляцию рефлексов,)

- Что происходит при недостатке гормона поджелудочной железы? (Повышение содержания глюкозы в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии => потеря сознания (диабетическая кома).)

Проводит тестирование по теме “Гуморальная регуляция организма”

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, осуществляют выбор ответа из предложенных, анализ объекта

Вопросы учителя, тестирование

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Вы уже знаете, что для правильной работы всего организма необходима регуляция его работы. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ. Не менее важную роль в регуляции играет нервная система. Кроме того, она отвечает за такие процессы, как мышление, память, речь, поведение.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему:

- Какой тип регуляции организма более важен? Гуморальный или с помощью нервной системы?

Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. По анатомическому признаку (то есть по месту расположения) нервная система делится на ЦНС (центральную нервную систему) и периферическую нервную систему.

К ЦНС относят головной и спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе. Какую роль играют позвоночник и череп? (Защищают ЦНС от повреждений.) - Как и у всех позвоночных, головной и спинной мозг развиваются из нервной трубки.

К периферической нервной системе относятся нервные узлы, нервы, нервные окончания. В состав периферической нервной системы входят 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пара спинномозговых нервов, нервные узлы (ганглии) и нервные сплетения. Нервами называют покрытые оболочкой структуры, состоящие из пучков нервных волокон, образованных в основном отростками нервных клеток. Нервные сплетения - это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы.

По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры (передвигаться, делать определенные движения).

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Она управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, а также желез, координируя их деятельность. Кроме того, эта система управляет реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может командовать работой этой системы, то есть она, в отличие от соматической нервной системы, работает непроизвольно

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

Работа в тетради

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями в презентации, рисунками из учебника:

- Основу нервной системы составляют нейроны - это клетки нервной системы. Они имеют большое количество отростков. Нейрон состоит из тела, отростков и нервных окончаний. Короткие отростки нейронов называются дендритами, по ним нервное возбуждение двигается к телу нейрона. Длинные отростки называются аксонами. По аксонам нервное возбуждение двигается от тела нейрона к месту его соединения с другой нервной клеткой.

Некоторые отростки нервных клеток имеют разветвления, на конце которых располагаются рецепторы. Эти структуры способны реагировать на раздражители и преобразовать их в нервные импульсы. Отростки нервных клеток покрыты специальным веществом - миелином. Миелиновая оболочка, словно изолирующая лента (изолента), покрывает отростки и не дает нервному возбуждению покинуть отросток. Так как цвет этой электроизолирующей миелиновой оболочки белый, нервные окончания кажутся белыми. Отростки нейронов, находящихся в ЦНС, а также за ее пределами, называют белым веществом, а тела нейронов, не покрытые белой оболочкой, - серым веществом

Записывают основные определения в тетрадь

Выделяют главную информацию, записывают ее, отбирают наиболее важные определения

Рассказ учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу об осуществлении постоянной и эффективной регуляции физиологических процессов в организме нервным и гуморальным способом, о их тесной взаимосвязи между собой, то есть о нейрогуморальной регуляторной системе.

- Так давайте попробуем ответить на проблемный вопрос. Можно ли однозначно определить, какая регуляция (гуморальная или нервная) важнее для организма? (Необходима согласованная работа нервной и гуморальной систем регуляции.)

- Итак, в основе согласованной работы организма лежат два механизма: нервный и гуморальный, которые тесно связаны между собой в единое целое - нейрогуморальную регуляторную систему. Именно она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 54-57, до 3-го абзаца

Записывают задание

Читают Задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тест по теме “Гуморальная регуляция”

Вариант I

Вариант II

Часть А.

1. Работу всех органов человека регулирует(ют) система(ы):

1) пищеварительная и выделительная;

2) кровеносная и дыхательная;

3) эндокринная и нервная;

4) опорно-двигательная.

2. Биологически активные вещества, регулирующие функции организма и вырабатываемые железами внутренней секреции, называют:

1) витаминами;

2) ферментами;

3) гормонами;

4) антителами.

3. Центральной железой внутренней секреции является:

1) эпифиз;

2) тимус (вилочковая железа);

3) гипофиз;

4) щитовидная железа.

4. Железы внутренней секреции выделяют гормоны:

1) в брюшную полость;

2) лимфу;

3) кровь;

4) нервные клетки.

5. Гормоны обладают специфичностью, то есть:

1) очень активны по отношению к работе органов;

2) действуют моментально;

3) влияют на строго определенные клетки;

4) выделяются в кровь.

6. Гормоны, которые выделяются этой железой, влияют на работу других органов. Это железа:

1) щитовидная;

2) гипофиз;

3) надпочечники;

4) вилочковая железа.

7. Гормон роста вырабатывается:

1) щитовидной железой;

2) гипофизом;

3) надпочечниками;

4) нервной системой.

8. Гормоны этой железы у мужчин вызывают рост усов, огрубление голоса. Это:

1) надпочечники;

2) поджелудочная железа;

3) околощитовидная железа;

4) половая.

9. Гормон этой железы - тироксин. Это:

1) надпочечники;

2) поджелудочная железа;

3) щитовидная железа;

4) половая железа.

10. Задержка роста возникает в результате неправильной работы железы:

1) околощитовидной;

2) надпочечников;

3) гипофиза;

4) половых.

11. Гормоны этой железы регулируют обмен в организме углеводов и жиров. Это:

1) надпочечники;

2) щитовидная;

3) гипофиз;

4) половая.

В1. Определите соответствие между гормонами и железами.

Часть А.

1. Железы внешней секреции:

1) не имеют протока;

2) имеют собственные протоки;

3) выделяют секреты в кровь;

4) выделяют секрет в кровь и по протокам в полость тела.

2. Щитовидная железа относится к железам:

1) внешней секреции;

2) половым;

3) внутренней секреции;

4) смешанной секреции.

3. Недостаток гормона гипофиза вызывает:

1) гигантизм;

2) кретинизм;

3) базедову болезнь;

4) карликовость.

4. Центральной железой внутренней секреции является:

1) тимус (вилочковая железа);

2) гипофиз;

3) щитовидная железа;

4) половая железа.

5. Заболевание “сахарный диабет” вызвано неправильной работой:

1) поджелудочной железы;

2) половой;

3) околощитовидной;

4) гипофиза.

6. Поджелудочная железа - это железа:

1) внешней секреции;

2) внутренней секреции;

3) пищеварительная;

4) смешанная.

7. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

1) секрет;

2) витамины;

3) гормоны;

4) ферменты.

8. Щитовидная железа выделяет гормон:

1) роста;

2) инсулин;

3) тироксин;

4) гормон, регулирующий содержание солей в крови.

9. Гормоны этой железы у женщин вызывают высокий голос, округлость форм тела. Это:

1) надпочечники;

2) поджелудочная железа;

3) околощитовидная железа;

4) половая.

10. Эта железа влияет на регулирующие функции многих других желез внутренней секреции. Это:

1) щитовидная;

2) половая;

3) гипофиз;

4) надпочечники.

11. Эти железы выделяют гормоны, которые регулируют обмен углеводов и жиров.

1) Половые;

2) щитовидная;

3) надпочечники;

4) гипофиз.

В1. Определите соответствие между железой и гормоном, который эта железа вырабатывает.

Железа

Гормон

Гормон

Железа

1. Щитовидная железа

2. Надпочечники

3. Гипофиз

4. Поджелудочная железа

A. Инсулин

Б. Тироксин

B. Гормон роста

Г. Гормоны, регулирующие обмен веществ

1. Инсулин

2. Тироксин

3. Гормон роста

4. Гормоны, регулирующие обмен веществ

A. Гипофиз

Б. Щитовидная железа

B. Надпочечники

Г. Поджелудочная железа

1

2

3

4

1

2

3

4








В2. Выберите три правильных ответа.

Гормоны - это вещества, которые:

1) вырабатываются в железах внутренней секреции;

2) участвуют в образовании ферментов;

3) поступают в организм, как правило, вместе с пищей;

4) переносятся по организму вместе с кровью;

5) являются в организме источником энергии;

6) в малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ

В2. Выберите три правильных ответа.

Гормоны - это вещества, которые:

1) вырабатываются в железах внутренней секреции;

2) участвуют в образовании ферментов;

3) поступают в организм, как правило, вместе с пищей;

4) переносятся по организму вместе с кровью;

5) являются в организме источником энергии;

6) в малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ










Ответы к тесту:

Вариант I

Вариант II

Часть А. 1.3. 4.3. 6.2. 8.4. 10.3.

Часть А. 1.2. 4.2. 6.4. 8.3. 10.3.

2.3. 5.3. 7.2. 9.3. 11.2.

2.3. 5.1. 7.3. 9.4. 11.3.

3.3.

3.4.

В1. БГВА

В1. ГБАВ

В2. 146

В2. 146






Для любых предложений по сайту: [email protected]