ТКАНИ. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ТКАНИ. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о тканях человека; познакомить обучающихся с особенностями разных видов тканей

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится давать определения понятию ткань; изучать микроскопическое строение тканей; называть основные группы тканей человека; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми ими функциями; будет знать основные группы тканей человека; будет уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Ткань; эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная ткани


Оборудование

Микроскопы, микропрепараты тканей человека; презентация, иллюстрации тканей


Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Ткани и органы. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-ddd-0f6b-5a0046b1 db44/81747/?interface=catalog&class=50&subject=29


Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Почему клетку считают структурной и функциональной единицей организма? (Для клетки характерны все свойства живых организмов, она способна к делению.)

- Назовите основные органоиды клетки. (Клеточная мембрана, ядро, митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, ядрышко, комплекс Гольджи.)

- Какое строение имеет комплекс Гольджи? Какие функции он выполняет? (Комплекс Гольджи представляет собой систему плоских мешочков, цистерн. Он принимает участие в накоплении веществ, осуществляет образование лизосом.)

- В чем особенность строения ядра и митохондрий? (Имеют две мембраны.)

- Какую функцию в клетке выполняют лизосомы? (Они расщепляют белки, жиры, углеводы.)

- В чем заключается отличие гладкой и шероховатой ЭПС? (На гладкой ЭПС синтезируются углеводы и жиры, на шероховатой ЭПС - белки, так как на шероховатой ЭПС находятся рибосомы.)

- Назовите основные функции плазматической мембраны клетки. (Мембрана отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. Основные функции - защитная и транспортная.)

- От чего зависят форма и строение клетки? (Они зависят от выполняемой функции и места расположения.)

- Какие структуры клетки являются носителями генетической информации? (ДНК, расположенные в хромосомах.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Как правило, одна клетка не может справиться с выполнением функции, необходимой многоклеточному организму. Ее выполняют множество клеток. На прошлом уроке мы раскрыли закономерность между строением клетки и тем, что они могут выполнять разные функции. Сегодня мы более подробно рассмотрим строение клеток разных видов, обратим внимание на их отличительные особенности.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- Для этого нам необходимо повторить правила техники безопасности на уроках биологии. Так как вы будете работать с микроскопом, необходимо соблюдать правила работы с ним

Формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, повторяют правила техники безопасности на уроках биологии, правила обращения с микроскопом

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи, планируют и организуют свое рабочее место

Устные ответы на вопросы учителя

III. Проведение лабораторной работы.

Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности

Работа по инструкции для лабораторной работы

- Переходим к выполнению лабораторной работы. Используя инструкцию, оформите правильно лабораторную работу.

Учитель подробно объясняет правильность оформления и выполнения хода работы, оформления отчета о проделанной работе. Подводит к формулированию вывода.

Регулирует работу обучающихся, контролирует выполнение работы по технологической карте (см. Ресурсный материал к уроку). Осуществляет индивидуальный контроль. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке

Составляют план работы, организуют свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя, определяют основные методы биологических исследований, учатся работать с лупой и световым микроскопом

Составляют план работы, фиксируют результаты, используют простые измерительные приборы

Наблюдение, индивидуальный контроль

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Какие типы тканей вы увидели на микропрепаратах? (Эпителиальную, мышечную, костную, кровь.)

- По каким особенностям можно отличить разные типы тканей? (Разные формы клеток, разное строение, межклеточное вещество.)

- Есть ли сходство между клетками разных видов тканей? (Все они имеют оболочку, цитоплазму и ядро.)

Обобщают и делают выводы

Фиксирование результатов, формулировка выводов

Устные ответы на вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 34-39.

Дополнительно: заполнить таблицу “Ткани и их функции”:

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

Ткань

Функция








РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение микроскопического строения тканей.

Цель: создать условия для изучения микроскопического строения тканей человека, определить их особенности.

Ход работы

1. Подготовьте в тетради таблицу “Ткани организма человека”:

Ткань

Строение клеток

Рисунок







2. Рассматривая микропрепараты тканей, обратите внимание не только на строение и количество клеток, образующих ткань, но и на состав и количество межклеточного вещества.

3. Запишите в таблицу название ткани, указанное на микропрепарате.

4. Рассмотрите препарат при малом увеличении. Переведите микроскоп на большое увеличение и снова рассмотрите препарат.

5. Запишите в таблицу характерные особенности строения ткани.

6. Зарисуйте микропрепарат.

7. Сделайте вывод о сходстве или различиях разных видов тканей человека.

Ответы:

Таблица “Ткани организма человека”

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Защита

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество

Костная


Скелет

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая


Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая


Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Жировая


Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Кровь


Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная - образована мышечными волокнами, способными возбуждаться и сокращаться

Поперечно-полосатая скелетная


Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная


Сердце

Сократительная

Гладкая


Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и других внутренних органов

Сократительная

Нервная - состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение

Нейроны + нейроглия


Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой






Для любых предложений по сайту: [email protected]