ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ТКАНИ. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о тканях человека; познакомить обучающихся с особенностями разных видов тканей |
|
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
|
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится давать определения понятию ткань; изучать микроскопическое строение тканей; называть основные группы тканей человека; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми ими функциями; будет знать основные группы тканей человека; будет уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы |
|
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения |
|
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации |
|
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
|
Понятия и термины |
Ткань; эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная ткани |
|
Оборудование |
Микроскопы, микропрепараты тканей человека; презентация, иллюстрации тканей |
|
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Ткани и органы. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-ddd-0f6b-5a0046b1 db44/81747/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Почему клетку считают структурной и функциональной единицей организма? (Для клетки характерны все свойства живых организмов, она способна к делению.) - Назовите основные органоиды клетки. (Клеточная мембрана, ядро, митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, ядрышко, комплекс Гольджи.) - Какое строение имеет комплекс Гольджи? Какие функции он выполняет? (Комплекс Гольджи представляет собой систему плоских мешочков, цистерн. Он принимает участие в накоплении веществ, осуществляет образование лизосом.) - В чем особенность строения ядра и митохондрий? (Имеют две мембраны.) - Какую функцию в клетке выполняют лизосомы? (Они расщепляют белки, жиры, углеводы.) - В чем заключается отличие гладкой и шероховатой ЭПС? (На гладкой ЭПС синтезируются углеводы и жиры, на шероховатой ЭПС - белки, так как на шероховатой ЭПС находятся рибосомы.) - Назовите основные функции плазматической мембраны клетки. (Мембрана отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. Основные функции - защитная и транспортная.) - От чего зависят форма и строение клетки? (Они зависят от выполняемой функции и места расположения.) - Какие структуры клетки являются носителями генетической информации? (ДНК, расположенные в хромосомах.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Составление плана работы |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Как правило, одна клетка не может справиться с выполнением функции, необходимой многоклеточному организму. Ее выполняют множество клеток. На прошлом уроке мы раскрыли закономерность между строением клетки и тем, что они могут выполнять разные функции. Сегодня мы более подробно рассмотрим строение клеток разных видов, обратим внимание на их отличительные особенности. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока: - Для этого нам необходимо повторить правила техники безопасности на уроках биологии. Так как вы будете работать с микроскопом, необходимо соблюдать правила работы с ним |
Формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, повторяют правила техники безопасности на уроках биологии, правила обращения с микроскопом |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи, планируют и организуют свое рабочее место |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
III. Проведение лабораторной работы. Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности |
Работа по инструкции для лабораторной работы |
- Переходим к выполнению лабораторной работы. Используя инструкцию, оформите правильно лабораторную работу. Учитель подробно объясняет правильность оформления и выполнения хода работы, оформления отчета о проделанной работе. Подводит к формулированию вывода. Регулирует работу обучающихся, контролирует выполнение работы по технологической карте (см. Ресурсный материал к уроку). Осуществляет индивидуальный контроль. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке |
Составляют план работы, организуют свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя, определяют основные методы биологических исследований, учатся работать с лупой и световым микроскопом |
Составляют план работы, фиксируют результаты, используют простые измерительные приборы |
Наблюдение, индивидуальный контроль |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Какие типы тканей вы увидели на микропрепаратах? (Эпителиальную, мышечную, костную, кровь.) - По каким особенностям можно отличить разные типы тканей? (Разные формы клеток, разное строение, межклеточное вещество.) - Есть ли сходство между клетками разных видов тканей? (Все они имеют оболочку, цитоплазму и ядро.) |
Обобщают и делают выводы |
Фиксирование результатов, формулировка выводов |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Учебник, с. 34-39. Дополнительно: заполнить таблицу “Ткани и их функции”: |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||
Ткань |
Функция |
|||||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Лабораторная работа № 1
Тема: Изучение микроскопического строения тканей.
Цель: создать условия для изучения микроскопического строения тканей человека, определить их особенности.
Ход работы
1. Подготовьте в тетради таблицу “Ткани организма человека”:
Ткань |
Строение клеток |
Рисунок |
2. Рассматривая микропрепараты тканей, обратите внимание не только на строение и количество клеток, образующих ткань, но и на состав и количество межклеточного вещества.
3. Запишите в таблицу название ткани, указанное на микропрепарате.
4. Рассмотрите препарат при малом увеличении. Переведите микроскоп на большое увеличение и снова рассмотрите препарат.
5. Запишите в таблицу характерные особенности строения ткани.
6. Зарисуйте микропрепарат.
7. Сделайте вывод о сходстве или различиях разных видов тканей человека.
Ответы:
Таблица “Ткани организма человека”
Ткань |
Рисунок |
Место расположения |
Функции |
|
Эпителиальная - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало |
||||
Однослойная |
Смежные оболочки внутренних органов |
Защита, всасывание |
||
Многослойная |
Покровы тела |
Защита |
||
Железистая |
Железы внешней и внутренней секреции |
Секреторная |
||
Соединительная - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество |
||||
Костная |
Скелет |
Опорная, защитная, кроветворная |
||
Хрящевая |
Скелет, органы дыхания, ушная раковина |
Опорная, защитная |
||
Волокнистая |
Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами |
Опорно-защитная |
||
Жировая |
Подкожная клетчатка, между внутренними органами |
Запасающая, защитная |
||
Кровь |
Полости сердца и кровеносные сосуды |
Дыхательная, транспортная, защитная |
||
Мышечная - образована мышечными волокнами, способными возбуждаться и сокращаться |
||||
Поперечно-полосатая скелетная |
Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы (язык, глотка, пищевод) |
Сократительная |
||
Поперечно-полосатая сердечная |
Сердце |
Сократительная |
||
Гладкая |
Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и других внутренних органов |
Сократительная |
||
Нервная - состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение |
||||
Нейроны + нейроглия |
Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна |
Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой |