ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о гигиене как науке, о личной гигиене, о значении медицины для жизни человека |
|
Тип, вид урока |
Комбинированный |
|
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать основные науки, изучающие человека, его строение, процессы жизнедеятельности; научится характеризовать методы изучения человека |
|
Личностные результаты |
Будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
|
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентами; организовывать свое рабочее место с установкой на функциональность; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией - поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; освоит приемы исследовательской деятельности. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции |
|
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
|
Понятия и термины |
Медицина, гигиена |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Назовите создателя топографической анатомии, ученого, чьи работы были посвящены правильному расположению внутренних органов. (Н. И. Пирогов.) - Что изучал П. Ф. Лесгафт? (Теоретическую анатомию, взаимосвязь функций органов и их строения.) - В чем заключается заслуга Николая Ивановича Пирогова? (Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт - для предупреждения нагноения ран. Начал использовать гипсовую повязку при переломах.) - Каков вклад в науку И. М. Сеченова? (Является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы “Рефлексы головного мозга”.) - Назовите фамилию ученого, автора трудов по физиологии пищеварения. (Иван Петрович Павлов.) - В каком направлении работал И. И. Мечников? (Изучал иммунитет - борьбу организма с болезнетворными бактериями.) - Какие методы применяются для изучения организма человека? (Микроскопия, эндоскопия, антропометрический метод, визуальный осмотр.) - Что изучают анатомия, физиология, гистология и гигиена? Что послужило предпосылкой развития наук о человеке? - Работы каких ученых внесли наибольший вклад в развитие представлений о человеке? Назовите отечественных ученых, внесших вклад в науки, изучающие человека. - Кого из ученых можно считать основателем динамической анатомии? |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы |
Слушают в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Составление плана работы |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Какое значение на сегодняшний день имеет медицина? (Огромное, так как благодаря медицине лечат людей, предотвращают заболевания, поддерживают здоровье.) - Необходимо ли соблюдать правила гигиены? Чистить зубы 2 раза в день, принимать душ, мыть руки перед едой? (Да, если не чистить зубы, появится кариес и зубы выпадут, тогда нечем будет обрабатывать пищу. Если не мыть руки перед едой, вместе с пищей в организм могут попасть грязь и микробы.) - Есть ли необходимость в профилактике - вовремя посещать стоматолога, врачей других специальностей? (Да, профилактика необходима. Лучше профилактика и предотвращение кариеса, чем его лечение. Аналогично и с другими врачами.) - Соблюдение правил гигиены - неотъемлемая часть нашей жизни. Для сохранения здоровья необходимо соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни. Сегодня мы с вами более подробно узнаем о науках гигиене и медицине |
Воспринимают на слух рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта. Осуществляют взаимоконтроль. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью). - Гигиена (от греч. “целебный”) - это область науки, в частности медицины, которая изучает влияние условий жизни и труда на человека и разрабатывает меры профилактики различных заболеваний. Гигиена как наука обеспечивает оптимальные условия для существования и сохранения здоровья. Происхождение термина “гигиена” связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа. В современных условиях обеспечение здорового образа жизни - одна из приоритетных задач всего человечества. Основная задача гигиены - создание наиболее благоприятных условий для развития организма, научная разработка основ рационального питания, правил труда и многое другое. Гигиена включает в себя несколько разделов: гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей, гигиена умственного труда, гигиена сна и отдыха и другие. Личная гигиена - один из важнейших разделов медицины, изучающий и разрабатывающий принципы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни и деятельности. Личная гигиена - основа здорового образа жизни. Для того чтобы быть здоровым и чувствовать себя комфортно, необходимо соблюдать требования правил гигиены. Задание. Вспомните основные правила личной гигиены. У вас на обдумывание будет 3 минуты; некоторые мысли вы можете записать в своих тетрадях. Учитель проводит фронтальный опрос, организует коллективную проверку выполнения задания. - Назовите основные правила гигиены одежды и обуви. (Не носить тесную обувь, не носить обувь на высоком каблуке; носить одежду и обувь по погоде, желательно из натуральных материалов.) - Назовите, какие правила необходимо соблюдать при уходе за кожей. (Чаще менять нижнее белье, носки, чулки, колготки; мыть руки с мылом; мыться каждый день с мылом; не выдавливать прыщи; одеваться по погоде.) - Какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за зубами и ротовой полостью? (Чистить зубы 2 раза в день; посещать стоматолога 2 раза в год; чистить зубные промежутки зубной нитью; употреблять в пищу витамины и фрукты.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
Работа по карточке |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на определение термина “медицина”: - Слово “медицина” происходит от латинского medicina, что означает “лечебное искусство”, “искусство исцеления”. Медицина - это система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Существует много медицинских специальностей и, соответственно, врачей, которые работают в определенной области. Давайте попробуем установить соответствие “врач - область работы”. В первом столбце таблицы даны специальности врачей; вам необходимо подобрать из второго столбца область их работы. (См. Ресурсный материал к уроку.) Организует индивидуальную или коллективную проверку выполнения задания |
Выполняют задание по карточке |
Выполнение задания |
||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная беседа |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены. - Есть ли необходимость в соблюдении правил личной гигиены? (Да, их нужно соблюдать, чтобы быть здоровым, чувствовать себя хорошо.) Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением правил гигиены и здоровым образом жизни. - Зависит ли наше здоровье от того, будем ли мы посещать врачей для профилактики или откажемся от медицинских осмотров? (Да, зависит. Например, если вовремя посещать глазного врача, то можно предотвратить развитие заболеваний глаз или ухудшение зрения.) Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Будете ли вы соблюдать правила личной гигиены? |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Закрепление материала |
Фронтальная беседа |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Прочитать записи в тетради; подготовиться к контрольной работе по теме “Изучение человека” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточка
Врач |
Область работы |
Врач-оториноларинголог |
Занимается лечением заболеваний и сохранением здоровья детей |
Врач-педиатр |
Занимается лечением и профилактикой заболеваний полости рта |
Врач-стоматолог |
Изучает болезни, а также разрабатывает методы лечения болезней глаз |
Врач-офтальмолог |
Занимается диагностикой и лечением заболеваний уха, горла, носа |
Врач-кардиолог |
Занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой |
Врач-невролог |
Занимается изучением строения и развития сердца и сосудов, их функций, а также заболеваний сердца и сосудов |
Ответы:
Врач-оториноларинголог занимается диагностикой и лечением заболеваний уха, горла, носа.
Врач-педиатр занимается лечением заболеваний и сохранением здоровья детей.
Врач-стоматолог занимается лечением и профилактикой заболеваний полости рта.
Врач-офтальмолог занимается диагностикой и лечением заболеваний глаз и вспомогательных органов - век, слезных желез. Врач-кардиолог занимается изучением строения и развития сердца и сосудов, их функций, а также заболеваний сердца и сосудов. Врач-невролог занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой.