Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Бактерии в природе и жизни человека - Царство Бактерии - Многообразие живых организмов
Цели
• Расширить и углубить знания о бактериях путем характеристики их значения для природы и жизни человека.
• Закрепить знания о строении бактериальной клетки в процессе выполнения лабораторной работы.
• Развить интерес к изучению прокариотических организмов.
Средства обучения: таблицы, схемы, иллюстрирующие результаты функционирования бактерий в природе и в жизни людей; схема обмена веществ бактерий; экспонаты клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений; лекарственные препараты — антибиотики; оборудование для проведения лабораторной работы “Изучение молочнокислых бактерий”.
Опорные точки
• Повсеместное распространение бактерий по нашей планете.,
• Полезная и необходимая деятельность бактерий в природе, в водной, наземно-воздушной, почвенной средах.
• Роль бактерий в хозяйственной деятельности людей.
• Болезнетворные бактерии — причина многих болезней людей и животных.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Эвристическая беседа о причинах выживания бактерий в самых разных условиях, их широком распространении по планете.
2. Рассказ-доказательство о том, что во всех процессах, происходящих в природе, участвуют самые разные группы бактерий.
3. Работа школьников с текстом учебника (ч. 1, с. 36 — 37) с целью конкретизации участия бактерий в круговороте веществ и почвообразовательном процессе.
4. Объяснение значения и роли (положительной и отрицательной) бактерий в разных отраслях хозяйственной деятельности людей.
5. Выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 107).
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Можно ли обнаружить на Земле какой-либо участок, район или территорию, где очень мало или полностью отсутствуют бактерии? Почему?
2. Назовите бактерии, жизнедеятельность которых обогатила атмосферу Земли кислородом. Существуют ли они в настоящее время?
3. Какая группа бактерий участвует в образовании почвы, а именно — в создании перегноя, и каким образом?
4. Почему на поле, где росли бобовые растения, через год будут хорошо расти и развиваться другие растения?
5. Каким образом бактерии помогают некоторым животным усваивать растительную пищу?
6. Охарактеризуйте все возможные последствия отрицательной деятельности бактерий в жизни и труде людей.
7. Прочитайте текст “Помощь в питании другим организмам” (ч. 1, с. 36) и составьте схему “Бактерии помогают питаться”.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 6.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 37.
3. На основе информации, представленной на с. 104 (рис. 89, 90), сравните сроки разложения разных видов отходов. Сделайте вывод о том, каким образом можно избавить природу от засорения пластиковыми отходами.