Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Питание грибов - Царство Грибы - Многообразие живых организмов
Цели
• Углубить знания об особенностях жизнедеятельности грибных организмов, охарактеризовав разные способы их питания.
• Развить интерес к изучению грибов.
• Продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу.
Средства обучения: таблицы, схемы, иллюстрирующие жизнедеятельность грибов-сапрофитов, симбионтов, паразитов, дрожжей; оборудование для лабораторной работы “Строение дрожжей и плесневого гриба мукора”.
Опорные точки
• Питание только органическими веществами — принципиальная особенность грибов.
• Различные способы добывания органических веществ разными группами грибов.
• Среда обитания и жизнедеятельность двух групп грибов — белой плесени и дрожжей.
• Вред, наносимый растениям, животным и людям грибами-паразитами.
• Симбиотический способ питания и существования многих грибов — обитателей лесных экосистем.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Объяснение механизма питания грибов путем выделения пищеварительных соков.
2. Беседа о сапротрофном питании грибов и их роли в круговороте веществ в биосфере.
3. Самостоятельное изучение школьниками сведений о мукоре и дрожжах (ч. 1, с. 46 — 48) и выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 115 — 116).
4. Рассказ о широком распространении паразитических грибов и мерах борьбы с ними.
5. Беседа о симбиотическом способе питания некоторых грибов, образующих с растениями микоризу; о роли такого способа питания для существования растений.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Сравните питание животных и растений с питанием грибов. К каким из них ближе питание грибов? Все ли животные питаются только органическими веществами? Обоснуйте свой ответ.
2. Что может произойти в лесу, на лугу или в водоеме, если там исчезнут все грибы-сапротрофы?
3. Как отразится на дрожжах исчезновение углеводов из среды их жизни? Каким образом можно восстановить жизнедеятельность дрожжей?
4. Охарактеризуйте симбиотические отношения грибов и некоторых деревьев.
5. Каких представителей живой природы поражают паразитические грибы и каким образом это может происходить?
6. Прочитайте пословицу на с. 121 о белых грибах. Объясните биологическую основу появления многих “сыночков” рядом с хорошо развитыми плодовыми телами белых грибов. Вспомните, что находится у грибов в почве.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 9.
2. Составьте таблицу “Разнообразие способов питания грибов”.
3. Выполните задание 8 на с. 119.