ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Обобщение знаний по теме Млекопитающие, или Звери - КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ
Тип урока: урок рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р.— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; характеризовать особенности строения представителей класса Млекопитающие, или Звери; различать представителей класса на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих; определять систематическую принадлежность представителей разных классов млекопитающих; обосновывать выводы о происхождении млекопитающих; осознавать важность изучения и сохранения млекопитающих.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, плакаты и иллюстрации по теме “Класс Млекопитающие”, опорные конспекты; инструктивные карточки и тестовые задания.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения контрольной работы.)
II. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа
(Учитель раздает листы с тестовыми заданиями.)
Вариант 1
1. Туловище млекопитающих приподнято над землей, потому что у них:
1) ноги располагаются по бокам
2) ноги располагаются под туловищем
3) особое строение задних конечностей
4) особое строение передних конечностей
2. Отдел головного мозга млекопитающих, имеющих два полушария:
1) передний 3) продолговатый
2) промежуточный 4) средний
3. Отдел пищеварительной системы жвачных парнокопытных, который можно назвать собственно желудком:
1) рубец 3) сетка
2) сычуг 4) книжка
4. Сердце млекопитающих состоит из:
1) двух предсердий и двух желудочков
2) одного предсердия и двух желудочков
3) одного предсердия и трех желудочков
4) двух предсердий и одного желудочка
5. Хорошо развитые резцы имеют:
1) насекомоядные 3) хищные
2) рукокрылые 4) зайцеобразные
6. К отряду Грызуны не относится:
1) суслик 3) водосвинка
2) пищуха 4) белка
7. Животное, относящееся к отряду Насекомоядные:
1) опоссум 3) выхухоль
2) соня 4) крылан
8. Самые крупные наземные млекопитающие:
1) ластоногие 3) непарнокопытные
2) китообразные 4) хоботные
9. К отряду Парнокопытные не относится:
1) зебра 3) олень
2) бегемот 4) зубр
10. Группы, на которые делятся парнокопытные:
1) рогатые и безрогие 3) жвачные и нежвачные
2) бычьи и оленьи 4) полорогие и жирафы
11. Не относится к отряду Приматы:
1) павиан 3) коала
2) мартышка 4) человек
12. К околоводным млекопитающим относится:
1) ехидна 3) нерпа
2) дельфин 4) бобр
Вариант 2
1. Железы, в которых вырабатывается молоко:
1) сальные 3) млечные
2) пахучие 4) потовые
2. Голосовые связки у млекопитающих расположены в:
1) трахее 3) бронхах
2) гортани 4) диафрагме
3. Отдел, которого нет в позвоночнике млекопитающих:
1) шейный 3) спинной
2) грудной 4) поясничный
4. Представители отряда млекопитающих, имеющие хорошо развитые полушария переднего мозга с извилинами:
1) Хищные
2) Рукокрылые
3) Грызуны
4) Зайцеобразные
5. К отряду Хищные не относится:
1) ласка
2) куница
3) лиса
4) пищуха
6. Самый малочисленный отряд млекопитающих:
1) Ластоногие 3) Непарнокопытные
2) Хоботные 4) Парнокопытные
7. К отряду Непарнокопытные не относится:
1) лошадь 3) сайгак
2) носорог 4) осел
8. Самые крупные млекопитающие:
1) хищные 3) хоботные
2) ластоногие 4) китообразные
9. Группы, на которые делятся киты:
1) беззубые и безусые
2) усатые и безусые
3) зубатые и усатые
4) зубатые и беззубые
10. К человекообразным обезьянам не относится:
1) шимпанзе 3) мартышка
2) нижняя гортань 4) орангутанг
11. Китообразные дышат:
1) воздухом с помощью жабер
2) растворенным в воде кислородом
3) воздухом с помощью легких
4) воздухом с помощью и легкого и жабер
12. К наземно — древесным млекопитающим не относится:
1) бурундук 3) соболь
2) куница 4) бобр
(Учитель собирает листки с выполненными тестовыми заданиями.)
2. Работа в парах
(Учащиеся должны соотнести карточки, предложенные учителем. На обратной стороне можно представить варианты ответа.) Название животного — его изображение.
Название животного — его среда обитания.
Название животного — его образ жизни.
Изображение животного — его среда обитания.
Изображение животного — его образ жизни.
(Далее можно использовать материал рубрики “Подведем итоги” на с. 268, 269 учебника.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
Друзья, мы закончили изучение темы “Класс Млекопитающие”. Надеюсь, что вы будете наблюдать за поведением своих домашних питомцев — кошек, собак, хомячков, а результаты наблюдений заносить в свои полевые дневники.