ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Классификация животных и основные систематические группы - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. - формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; составлять план параграфа; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: систематика, вид, популяция, арест, род, семейство, отряд, класс, тип, царство; называть принципы, являющиеся основой классификации организмов; характеризовать критерии основной единицы классификации; устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретных примерах.
Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, три комплекта карточек (30 х 15 см) с названиями систематических единиц животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по материалу учебника.)
— Расскажите о приспособлениях к условиям обитания у животных. Приведите примеры.
— Расскажите о взаимосвязях животных в природе. Приведите примеры.
III. Работа по теме урока
— Сколько видов животных обитает на нашей планете? (Около 1,2млн видов животных (по другим данным около 2млн).)
Согласитесь, что это огромное число. Как мы знаем, разные животные приспособлены к различным условиям существования. Как можно упорядочить всю информацию о животных? Необходимо провести их классификацию, распределить их по группам. Этим занимается наука систематика.
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
Группы — это систематические единицы, или таксоны. Наименьшая и основная систематическая единица - вид. К одному виду принадлежат организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое, в свою очередь, оставит свое потомство.
Каждый вид животных состоит из популяций, обитающих на определенных территориях — ареалах.
Впервые вид как систематическая единица был введен в науку шведским ученым-естествоиспытателем Карлом Линнеем. В 1735 г. Линней издал книгу “Система природы”, в которой представил классификацию растений, животных и даже минералов. Ученый описал большое количество растений и животных, которые были ему известны. Он рассказал, как они выглядят, в чем проявляются их особенности и отличия друг от друга.
Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом. Благодаря ему каждое растение и животное получило не только имя, но и “фамилию”, — этим организмам были присвоены названия, состоящие из двух слов (первое слово — принадлежность к определенному роду, второе — индивидуальное название вида). Поэтому Линней считается основоположником науки систематики.
Сходные по происхождению и внешнему строению виды объединяют в рода. Если мы более подробно разберем двойные названия животных, то сможем обнаружить много интересного. Например, названия видов: медведь бурый, медведь белый, медведь белогрудый — имеют общее слово “медведь”. Это говорит о родстве этих животных между собой, т. е. эти животные объединяются в общую группу — род Медвежьи.
В биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском языке (также двойные). Введение латинских названий является заслугой Карла Линнея. В любом определителе, вне зависимости оттого, в какой стране он был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.
— Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря латинским названиям зоологи всего мира понимают, о каком животном идет речь, ведь в разных странах одно и то же животное может иметь различные названия.)
Несколько близких родов составляют семейство, а несколько семейств образуют отряд. Из отрядов формируются классы, а из нескольких классов слагается тип. Типы образуют самую крупную систематическую группу — царство.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Друзья! Я предлагаю вам выступить в роли ученых-систематиков.
(Ученики делятся на три группы. Каждая группа должна распределить карточки с названиями таксонов в правильной последовательности. Побеждает та группа, которая быстрее всех остальных верно выполнит задание.)
Карточка 1
1. Определите правильную соподчиненность начиная с наибольшей систематической единицы.
1) род Ворон
2) тип Хордовые
3) вид Серая ворона
4) семейство Врановые
5) отряд Воробьинообразные
6) класс Птицы
Ответ: 265413.
2. Дайте определение понятия “популяция”.
Карточка 2
1. Определите правильную соподчиненность начиная с наименьшей систематической единицы.
1) род 4) семейство
2) тип 5) отряд
3) вид 6) класс
Ответ: 314562.
2. Дайте определение понятия “ареал”.
Домашнее задание
1. Прочитать § 3, повторить основные термины.
2. Подготовить сообщение в формате устного журнала, подобрать иллюстративный материал.