Классификация животных и основные систематические группы - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Классификация животных и основные систематические группы - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. - формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; составлять план параграфа; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: систематика, вид, популяция, арест, род, семейство, отряд, класс, тип, царство; называть принципы, являющиеся основой классификации организмов; характеризовать критерии основной единицы классификации; устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретных примерах.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, три комплекта карточек (30 х 15 см) с названиями систематических единиц животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по материалу учебника.)

— Расскажите о приспособлениях к условиям обитания у животных. Приведите примеры.

— Расскажите о взаимосвязях животных в природе. Приведите примеры.

III. Работа по теме урока

— Сколько видов животных обитает на нашей планете? (Около 1,2млн видов животных (по другим данным около 2млн).)

Согласитесь, что это огромное число. Как мы знаем, разные животные приспособлены к различным условиям существования. Как можно упорядочить всю информацию о животных? Необходимо провести их классификацию, распределить их по группам. Этим занимается наука систематика.

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

Группы — это систематические единицы, или таксоны. Наименьшая и основная систематическая единица - вид. К одному виду принадлежат организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое, в свою очередь, оставит свое потомство.

Каждый вид животных состоит из популяций, обитающих на определенных территориях — ареалах.

Впервые вид как систематическая единица был введен в науку шведским ученым-естествоиспытателем Карлом Линнеем. В 1735 г. Линней издал книгу “Система природы”, в которой представил классификацию растений, животных и даже минералов. Ученый описал большое количество растений и животных, которые были ему известны. Он рассказал, как они выглядят, в чем проявляются их особенности и отличия друг от друга.

Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом. Благодаря ему каждое растение и животное получило не только имя, но и “фамилию”, — этим организмам были присвоены названия, состоящие из двух слов (первое слово — принадлежность к определенному роду, второе — индивидуальное название вида). Поэтому Линней считается основоположником науки систематики.

Сходные по происхождению и внешнему строению виды объединяют в рода. Если мы более подробно разберем двойные названия животных, то сможем обнаружить много интересного. Например, названия видов: медведь бурый, медведь белый, медведь белогрудый — имеют общее слово “медведь”. Это говорит о родстве этих животных между собой, т. е. эти животные объединяются в общую группу — род Медвежьи.

В биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском языке (также двойные). Введение латинских названий является заслугой Карла Линнея. В любом определителе, вне зависимости оттого, в какой стране он был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.

— Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря латинским названиям зоологи всего мира понимают, о каком животном идет речь, ведь в разных странах одно и то же животное может иметь различные названия.)

Несколько близких родов составляют семейство, а несколько семейств образуют отряд. Из отрядов формируются классы, а из нескольких классов слагается тип. Типы образуют самую крупную систематическую группу — царство.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Друзья! Я предлагаю вам выступить в роли ученых-систематиков.

(Ученики делятся на три группы. Каждая группа должна распределить карточки с названиями таксонов в правильной последовательности. Побеждает та группа, которая быстрее всех остальных верно выполнит задание.)

Карточка 1

1. Определите правильную соподчиненность начиная с наибольшей систематической единицы.

1) род Ворон

2) тип Хордовые

3) вид Серая ворона

4) семейство Врановые

5) отряд Воробьинообразные

6) класс Птицы

Ответ: 265413.

2. Дайте определение понятия “популяция”.

Карточка 2

1. Определите правильную соподчиненность начиная с наименьшей систематической единицы.

1) род 4) семейство

2) тип 5) отряд

3) вид 6) класс

Ответ: 314562.

2. Дайте определение понятия “ареал”.

Домашнее задание

1. Прочитать § 3, повторить основные термины.

2. Подготовить сообщение в формате устного журнала, подобрать иллюстративный материал.






Для любых предложений по сайту: [email protected]