Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме Класс Земноводные - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме Класс Земноводные - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: хвостатые и бесхвостые земноводные', различать различных представителей земноводных на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой их обитания; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы и системы органов земноводных; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Земноводные”, опорные конспекты.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

1. Конференция “Многообразие земноводных”

(Заслушивание докладов о земноводных — представителях одного из трех отрядов: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Учитель выводит на экран или размещает на магнитной доске незаполненную таблицу. После каждого выступления заполняется соответствующая строка.)

Многообразие земноводных

Класс

Земноводные, или Амфибии

Отряд

Хвостатые

Бесхвостые

Безногие

Представители

Тритоны, саламандры

Лягушки, жабы, жерлянки, квакши

Червяги, рыбозмеи

Особенности

Хвост сохраняется в течение жизни, у водных служит для плавания.

Нет барабанной перепонки, у многих сохраняется орган боковой линии

Водные имеют плавательные перепонки; древесные — подушечки-присоски на пальцах. Лягушки передвигаются прыжками, жабы — шагом. Взрослая особь не имеет хвоста

Не имеют конечностей, тело сильно удлиненное, напоминают червей или змей.

Одно легкое редуцировано.

Часто живородящие, стадия головастика отсутствует

2. Самостоятельная работа

(Первый вариант. Учащиеся делятся на группы по 6—7 человек с разным уровнем подготовленности. Группа, работая за общим столом, получает карточки с заданиями и контрольные листки для записи ответов. Отметка выставляется всей группе.

Второй вариант. Самостоятельное выполнение заданий рубрики “Подведем итоги” на с. 176, 177 учебника.)

Карточка 1

Запишите краткие ответы на вопросы.

— Какие черты земноводных являются приспособлениями к жизни на суше?

— Какие черты земноводных являются приспособлениями к жизни в воде?

— В чем особенности размножения земноводных?

— Какие сезонные изменения существуют в жизни земноводных?

— В чем сходство строения скелетов рыб и земноводных?

— Какие черты строения земноводных говорят об их более высокой организации по сравнению с рыбами?

Карточка 2

Определите верные утверждения. Ошибочные утверждения замените на правильный вариант.

1) У земноводных взрослые особи чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде. (Верно.)

2) У земноводных постоянная температура тела. (Неверно. Это холоднокровные животные с непостоянной температурой тела.)

3) Глаза у земноводных не имеют век. Также у них отсутствуют слезные железы. (Неверно. Есть веки и слезные железы — приспособления для обитания на суше.)

4) Органы дыхания земноводных — легкие и жабры. (Верно. Взрослые особи дышат легкими, личинки — жабрами.)

5) Сердце у земноводных трехкамерное, имеется два круга кровообращения. (Верно.)

6) В трехкамерном сердце смешивается венозная и артериальная кровь. (Верно.)

7) В процессе развития легкие у головастика заменяются на жабры. (Неверно. Жабры заменяются легкими.)

8) Головастик лягушки, как и рыбы, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения. (Верно.)

9) Скелет позвоночника амфибий имеет шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. (Верно.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель отмечает самые успешные доклады, делает краткое обобщение по теме, выставляет отметки.)

Домашнее задание

Повторить § 35—38.






Для любых предложений по сайту: [email protected]