Строение и функции внутренних органов земноводных - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Строение и функции внутренних органов земноводных - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; составлять план параграфа; строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник, клоака, круги

кровообращения (малый (легочный), большой), смешанная кровь, холоднокровные животные, полушария переднего мозга; устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов земноводных с их функциями и средой обитания животного; сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб; определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Первый вариант. Выполнение тестовых заданий. Номер ответа ученики могут демонстрировать с помощью пальцев рук.

Второй вариант. Выполнение заданий различных уровней сложности на выбор.)

Вариант 1

1. Слизь, выделяемая кожей лягушки, защищает тело животного от высыхания и:

1) помогает добывать пищу

2) помогает передвигаться, уменьшая сопротивление воды

3) защищает организм от бактерий

2. Подвижные веки земноводным нужны, чтобы:

1) лучше видеть в воде

2) глаза не высыхали

3) лучше видеть в темноте

3. Лягушка может долго находиться под водой, хотя у нее и нет жабр, чтобы дышать, потому что:

1) в дыхании участвует кожа, богатая кровеносными сосудами

2) у нее большой объем легких

3) в воде резко замедляются жизненные процессы

Вариант 2

Первый уровень (базовый)

В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропическом — более 1,5 тыс. видов. Как это можно объяснить?

Второй уровень (повышенная сложность)

Зеленые и бурые лягушки имеют покровительственную окраску тела, квакши меняют свою окраску (на листьях деревьев они

зеленые, на стволах — бурые). Объясните, почему у жерлянок имеются ярко окрашенные участки кожи.

Третий уровень (высокая степень сложности)

Было время, когда лягушек (или жаб) помещали в сосуды с молоком, и оно долго не скисало. Как это можно объяснить?

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Вы прекрасно знаете таких представителей земноводных, как лягушки, жабы и тритоны. А вот про их интересного родственника — червягу — слышал далеко не каждый. Эти похожие на крупных дождевых червей существа обитают в почве тропических лесов и практически никогда не появляются на поверхности. Они совершенно лишены конечностей, что не мешает червягам быть весьма активными хищниками. Покрытая слизью кожа помогает им быстро перемешаться в почве и нападать на беспозвоночных, лягушек, ящериц и даже змей.

Некоторые червяги для кормления своих малышей используют собственную кожу. После появления потомства на покровах матери вырастает особый слой, богатый питательными веществами, который малыши соскребают специальными зубками.

— Как вы думаете, почему червяг, внешне похожих на червей, отнесли к классу Земноводные?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Правы были те, кто сказал, что к определенному классу относят животных, сходных не только по внешнему, но и по внутреннему строению. И у червяги, и у лягушки присутствуют одни и те же органы. Например, в отличие от червей у настоящих червяг имеется легкое, сердце, печень, желчный пузырь и другие присущие земноводным внутренние органы.

2. Исследовательская работа “Внутреннее строение земноводных”

Сегодня мы рассмотрим внутреннее строение земноводных

на примере лягушки. Вам предстоит интересная исследовательская работа. Разделитесь на пять групп. Каждая группа, изучив определенный пункт § 36 учебника, расскажет нам о строении и функции рассматриваемой в нем системы органов лягушки.

Оценивать вашу работу будет экспертная группа в составе... (имена учащихся).

(Учитель заранее выбирает 2 — 3 учеников-экспертов и просит их самостоятельно изучить материал и подготовить опорные конспекты, которыми они будут пользоваться для оценивания сообщений.)

В сообщениях должны быть представлены функции системы органов и отдельных органов, в нее входящих.

Первая группа — пищеварительная система; вторая группа — дыхательная система; третья группа — кровеносная система; четвертая группа — нервная система; пятая группа — выделительная система.

(На подготовку отводится 10 — 15 мин, на выступления — по 3 — 4 мин.)

Выступления будут оцениваться по следующим критериям:

1) краткость;

2) емкость и информативность;

3) уверенность изложения.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Экспертная комиссия выносит вердикт, распределяет места, которые заняла каждая группа (1,2 или 3-е). Учитель подводит итоги, проводит разбор допущенных ошибок.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 36, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Подготовить сообщение об одном из представителей земноводных.

Дополнительный материал

Интересные факты для сообщений по теме “Земноводные”

Самое крупное земноводное — исполинская саламандра. Это очень редкое животное, обитающее в горных реках и ручьях Южного Китая. Она достигает в длину 1,6 м, а масса ее тела может составлять свыше 30 кг. Например, саламандра, пойманная в провинции Хуань, была длиной 1,8 м и массой 65 кг.

Самый длинный прыжок среди лягушек принадлежит африканской остромордой лягушке. В лягушачьих соревнованиях в 1977 г. она совершила прыжок длиной 10,3 м.

Жаба ага, обитающая в Центральной и Южной Америке, достигает в длину 25 см, а в ширину 12 см, масса ее тела может превышать 1 кг. Длина бразильской двупалой жабы всего 1 см.

Самая крупная из всех видов лягушек — африканский голиаф. Некоторые представители превышают 40 см в длину, а их масса может составлять около 3 кг. Самая маленькая лягушка на свете — лягушка-карлик, обитающая на Кубе, в длину она едва достигает 12 мм.

Озерная лягушка, обитающая в Германии и Франции, достигает 15 см в длину. Этих лягушек французы употребляют в пищу.

Лягушка-бык обладает могучим голосом, напоминающим рев быка, и считается самой громкоголосой лягушкой.

Самым сильным ядом, выделяемым кожными железами, — батрахотоксином — обладает лягушка ужасный листолаз (кокои). Это маленькое существо (длина 2—3 см, масса тела не более 1 г) обитает в западной части Колумбии. Ядом листолаза местные индейцы смазывают наконечники

стрел. У животного, раненного такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Выделения кожных желез лягушки кокой в 20 раз сильнее яда других ядовитых лягушек и могут свободно проникать через поры кожи человека. Это самый сильный из известных небелковых ядов. В среднем одна лягушка содержит яда столько, что его достаточно для умерщвления 1500 человек, а 30 мг яда хватит для гибели 30 тыс. мышей. Высушенный ид остается смертельно опасным в течение 15 лет.

Кожа жаб содержит множество ядовитых желез, среди которых выделяются две крупные околоушные железы. Яд этих желез при сдавливании может выбрасываться наружу на расстояние до 1 м. При попадании на кожу человека вызывает жжение и покраснение кожи, но, вопреки народной молве, бородавки от этого появится не могут.






Для любых предложений по сайту: [email protected]