ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Зоология - наука о животных - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; п. — работать с различными источниками информации; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; классифицировать объекты на основе определенных критериев; давать определения понятий по теме урока; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы и представление о многообразии мира животных, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать уникальность животных; понимать необходимость охраны животных.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология,
этология, опылители; выявлять признаки сходства и различий животных и растений; приводить примеры различных представителей царства Животные; анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.
Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты, таблицы, рисунки и фотографии животных, видеоматериалы.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии, отмечает, что нужно будет иметь учащимся с собой на занятиях: учебник, тетрадь, пишущие принадлежности.)
II. Проверка домашнего задания
(Учитель собирает полевые дневники для проверки.)
— Назовите главные правила поведения на уроке-экскурсии. (Необходимо медленно двигаться, соблюдать полную тишину, идти компактной группой, не растягиваясь цепочкой и не заходя вперед руководителя. Одежда должна быть “природных” тонов — зеленого, серого или коричневого цвета.)
— Какими методами изучения природы вы пользовались на экскурсии? (Наблюдение, описание, измерение (подсчет птиц), сравнение.)
— Что нового вы узнали о жизни птиц?
III. Работа по теме урока
1. Науки о животных
Одним из первых описал и классифицировал животных Аристотель (384—322 до н. э.) в трактатах “О частях животных”, “О возникновении животных”, “История животных” и др. Ученый изучил более 500 видов животных, описал их внешний вид, строение, рассказал об их образе жизни, нравах и инстинктах. Этого древнегреческого мыслителя по праву можно назвать “отцом зоологии”. Конечно, за прошедшие с тех пор столетия люди намного больше узнали о представителях царства Животные, а современная зоология превратилась в целую систему наук. Мы с вами составим рабочий словарик терминов, в который вы будете записывать основные понятия. Этот словарь должен быть с вами на каждом уроке.
— Работая с § 1 учебника, найдите определения понятий. (Учитель пишет на доске термины (или демонстрирует слайд
с терминами). Учащиеся заполняют таблицу в тетради. Определение к первому понятию ученики формулируют и записывают вместе с учителем, остальные определения они записывают самостоятельно.
Учитель проверяет правильность выполнения задания. Можно попросить нескольких учеников по очереди прочитать записанные определения. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.)
Наука |
Предмет изучения |
Зоология |
Разнообразие животных, их строение и жизнедеятельность, роль в природе и историческое развитие |
Морфология |
Внешнее строение организмов |
Анатомия |
Внутреннее строение организмов |
Физиология |
Деятельность клеток, работа органов, систем органов и организма в целом |
Палеонтология |
Ископаемые животные и их историческое развитие |
Экология |
Взаимоотношения организмов как друг с другом, так и со средой обитания |
Этология |
Особенности поведения животных |
2. Сходство и различие животных и растений
В прошлом году мы изучали царство Растения.
— Какими свойствами обладают эти организмы?
(Ответы учеников.)
Совершенно верно, они растут в течение всей жизни, ведут малоподвижный образ жизни. Способ питания растений — автотрофный (самостоятельно синтезируют питательные вещества в своих организмах). Для питания используют углекислый газ, воду и энергию Солнца (фотосинтез). Растения обладают всеми свойствами живых организмов — они дышат, питаются, растут, размножаются.
— Теперь попробуем выявить отличительные черты животных.
(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель помогает сформулировать вывод.)
А теперь сравним животные и растительные организмы.
1. Животные не имеют в клетках хлорофилла, а значит, не способны к фотосинтезу. Они являются гетеротрофами по способу питания, т. е. поглощают готовые органические вещества.
2. Животные способны к активному движению за счет специальных органоидов.
3. У животных активный обмен веществ.
4. Рост животных обычно прекращается после определенного периода развития (хотя клетки различных тканей постоянно
обновляются). Рост растений продолжается в течение всей жизни.
5. Животная клетка покрыта тонкой мембраной, а растительная образует еще дополнительную целлюлозную клеточную стенку.
6. У большинства животных развиваются функциональные системы органов: мышечная, дыхательная, выделительная, половая, кровеносная, нервная. Способность воспринимать раздражения и реагировать на них (в связи с появлением нервной системы) привела к формированию органов чувств.
Однако существуют и некоторые исключения. Так, некоторые растения-паразиты (петров крест, повилика и др.) питаются за счет растений-доноров. Известны растения, способные активно передвигаться (например, хламидомонада), в то время как есть неподвижные животные (коралловые полипы). Подвижны и некоторые бактерии.
3. Разнообразие животных
В настоящее время существует около 1,2 млн видов животных (по другим данным — около 2 млн). Однако животный мир Земли изучен далеко не полностью. И сейчас ученые продолжают открывать новые, ранее неизвестные науке виды. Наиболее часто открывают и описывают новые виды насекомых.
(Демонстрация схемы.)
4. Значение животных
Давайте вспомним, какую роль играют животные в природе. (Учитель демонстрирует слайды или изображения животных (прикрепив их к магнитной доске), учащиеся называют функции, присущие этим животным.)
• Насекомые, птицы и летучие мыши участвуют в опылении растений.
• Дождевые черви рыхлят почву, тем самым помогая многим растениям лучше развиваться.
• Муравьи, грызуны, птицы и даже звери (например, медведи) участвуют в распространении плодов и семян, что позволяет растениям расселяться на новые территории.
• Птицы сокращают численность насекомых-вредителей, не давая им чрезмерно размножиться.
• Животные служат пищей для человека и других животных.
• Маточное молочко, прополис, пчелиный и змеиный яд используют в медицине.
• Люди используют овечью шерсть и коконы тутового шелкопряда для изготовления шерстяных и шелковых тканей.
• Хищные животные регулируют численность других животных для сохранения баланса в биогеоценозах.
Интересно, что большая часть грунта Мирового океана образована остатками планктонных раковин (планктон — живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями), бентосных (бентос — обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные, моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).
— А могут ли животные навредить здоровью человека и его хозяйственной деятельности?
(Ученики вспоминают ситуации, в которых животные вредят сельскому хозяйству, здоровью человека и т. п. Учитель (в случае необходимости) задает наводящие вопросы и приводит примеры.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)
• В природе все взаимосвязано. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов и имеет свою ценность.
• Пользы животные приносят намного больше, чем вреда.
• С вредителями культурных растений человек борется самыми различными методами. Главное в этой борьбе — учесть все последствия.
Домашнее задание
1. Прочитать § 1.
2. Выполнить задания в конце параграфа.