Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса - ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
Тип урока: урок развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать мотивацию учения; применять полученные знания в практической деятельности; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса; применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям; характеризовать отличительные признаки представителей царства Растения; объяснять строение и функции органов и систем органов растений; устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и экосистем.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, гербарии; листы плотной бумаги, части растений, газета, клей, ножницы, иголка, катушка с зелеными нитками (комплект для каждого ученика); комнатное растение, стеклянный колпак, лучина, спички (4-5 комплектов); семена подсолнечника, клубень картофеля, лист бумаги, ступка с пестиком, нож, йод, мука, марля, стаканчик с водой (4—5 комплектов).
Общие рекомендации. Данный урок является последним в курсе изучения ботаники, поэтому он должен быть посвящен обобщению полученных знаний, проверке уровня усвоения учебного материала. Проверить уровень биологического мышления учеников можно с помощью лабораторных опытов. Развитое биологическое
мышление — один из основных компонентов успеха в изучении биологии и последующей сдаче экзаменов в 9 и 11 классах.
Ученики также могут самостоятельно провести опыты, продемонстрированные учителем на уроках 14, 15.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1. Практическая работа
Друзья, весь год мы знакомились с удивительным миром растений, узнавали его тайны, наблюдали и описывали. Сегодня вы как настоящие исследователи природы не только продемонстрируете свои биологические знания, но и выступите в роли экспериментаторов.
— Разделитесь на творческие группы (по 4—5 человек). Выполните задания и проведите лабораторный опыт.
(Группы выполняют задания при консультативной помощи учителя. Затем готовят коллективный отчет с описанием хода работы, зарисовками, ответами на вопросы.)
Карточка 1. Фотосинтез
— Дайте определение понятия “фотосинтез”.
— Создайте схему (модель) процесса фотосинтеза.
— Какое значение играет фотосинтез в жизни растения? Назовите вещества, которые растения образуют при фотосинтезе, и вещества, которые участвуют в этом процессе. Подтвердите свой ответ опытным путем.
— Назовите органы растения, участвующие в фотосинтезе.
— Как эти органы приспособлены для фотосинтеза?
— Всегда ли эти органы выполняют функцию фотосинтеза?
Карточка 2. Почвенное питание растений
— Дайте определение понятия “почвенное питание растения”.
— Создайте схему (модель) процесса почвенного питания растения.
— Какое значение играет почвенное питание в жизни растения? Назовите вещества, которые поступают в растение благодаря почвенному питанию. Подтвердите свой ответ опытным путем.
— Назовите органы растения, участвующие в почвенном питании.
— Как эти органы приспособлены для почвенного питания?
— Всегда ли эти органы выполняют функцию только почвенного питания?
Отчет по проведению опыта № 1
(Демонстрируются результаты опыта, заложенного ранее.)
Этот опыт доказывает, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород.
1. Комнатное растение было помещено под стеклянный колпак с небольшим отверстием наверху.
2. Отверстие плотно закрыто кусочком стекла.
3. Растение на сутки было помещено в освещенное место, т. е. шел процесс фотосинтеза.
4. Мы сдвинули стекло и опустили внутрь колпака горящую лучину.
5. Лучина не потухла, а даже стала гореть еще ярче.
Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, который и поддерживает горение лучины.
Отчет по проведению опыта № 2
Этот опыт доказывает, что в растении содержатся органические вещества, полученные в процессе фотосинтеза и почвенного питания.
Ход опыта
1. Раздавили несколько семян подсолнечника на листе при помощи пестика.
2. На листе осталось жирное пятно. Жир — органическое вещество.
3. Капнули йод на срез клубня картофеля.
4. В этом месте срез окрасился в черно-синий цвет. Значит, в клубне содержится крахмал — органическое вещество.
5. Поместили немного муки в марлевый мешочек. Мешочек промыли в воде.
6. На марле осталась клейковина — растительный белок.
Вывод. В процессе фотосинтеза и почвенного питания в различных частях растения накапливаются органические вещества.
2. Гербаризация растений
Вы прекрасно справились с заданием. Я надеюсь, что на каникулах вы продолжите изучать прекрасный и загадочный мир растений.
Друзья, прежде чем собирать растения для гербария, вы должны узнать, не занесены ли они в Красную книгу. Помните, что мы должны защищать и оберегать редкие и исчезающие виды растений!
Летом можно сделать коллекцию соцветий, надписав на этикетках название растения и форму соцветия.
— Какие формы соцветий вы знаете?
(Ответы учеников.)
Можно изготовить коллекцию различных листьев (листовых пластин).
— Какие формы листьев вам известны? Приведите примеры.
(Ответы учеников.)
Листья также бывают игольчатыми (хвоя сосны), линейными (злаки), ланцетовидными (ива), в форме удлиненного эллипса (черемуха), овальными (подорожник), яйцевидными (тополь), треугольными (лебеда), ромбическими (береза), округлыми (осина), сердцевидными (фиалка), почковидными (копытень), стреловидными (стрелолист), копьевидными (вьюнок), в форме щита (настурция).
Препарат мозаики листьев хорошо показывает приспособление растительного организма к солнечному освещению. Если посмотреть сверху на горизонтально растущую ветвь какого-нибудь кустарника или молодого деревца подлеска и подроста под тенистым пологом леса, то легко заметить, что листья одной ветви не затеняют друг друга. Особенно красива такая мозаика у клена, где крупные и мелкие листья сливаются в сплошную зеленую поверхность в одной плоскости.
При изготовлении препарата мозаики листьев следует положить под пресс по одной-две ветви каждого вида. Не следует расправлять листья и изменять их расположение.
Очень красивы препараты цветков различных семейств. В центр листа следует поместить высушенный расчлененный цветок одного типичного представителя семейства, а вокруг — засушенные цветки растений различных родов этого семейства. Такой препарат показывает единство строения цветков определенного семейства и многообразие форм цветков, принадлежащих к разным родам, их приспособленность к различным условиям жизни.
Для составления коллекции стеблей необходимо провести первоначальный отбор стеблей по их форме.
— Какие виды и формы стеблей вы знаете?
(Ответы учеников.)
Форма побега и расположение в пространстве могут быть очень разнообразными. Большинство растений имеют прямостоячие стебли.
— Какие растения имеют такие стебли?
(Ответы учеников.)
Ползучие и цепляющиеся стебли позволяют растениям быстро осваивать новые территории. Так, плющ при помощи специальных прицепок может расти даже на вертикальной и каменистой поверхности. Вьющийся стебель хмеля обвивает любую опору.
— У каких растений ползучие стебли?
(Ответы учеников.)
Образец лежачего стебля (плеть) вы найдете у огурца.
У большинства растений семейства Зонтичные полые стебли. У злаковых стебли округлые, а у осоковых — трехгранные.
— Работая в группах (или парах), с помощью дополнительного материала и инструкции составьте гербарий.
Дополнительный материал
Собранные для гербария растения необходимо сразу же расправлять на листах бумаги и закладывать в специальную гербарную сетку или папку для сушки. Собирать травянистые растения нужно целиком с цветками и плодами, выкапывая с корнями, корневищами, луковицами. У крупных трав берут только верхушку с цветками и плодами, несколько средних листьев со стеблем и прикорневую часть с листьями.
Для сушки используют фильтровальную или газетную бумагу. При сушке растения оставляют в тех же листах, в которых они были заложены первоначально, а сменяют только сушильные листы.
Все работы, связанные с сушкой, надо выполнять аккуратно. Сетки крепко стягивают ремнями и подвешивают или возле открытого окна, или на открытом воздухе.
Семена растения следует высыпать в маленькие конвертики, которые приклеивают на гербарный лист.
Инструкция
1. Взять листы плотной бумаги (для большого гербария размером 45 к 30 см, для малого — 30 к 20 см).
2. Вдеть зеленую нитку в иголку.
3. Поместите высушенное растение на лист бумаги так, чтобы в правом нижнем углу листа осталось место для надписи.
4. Аккуратно пришейте растение на лист бумаги.
5. На небольшом листке бумаги с помощью определителя растений указать:
1) название вида и рода растения (русское и латинское);
2) название района (города), на территории которого найдено растение;
3) название места сбора растения (на лугу, в лесу, сорное в посеве и т. д.);
4) дату сбора (год, месяц, число);
5) имя того, кто собрал растение;
6) имя того, кто определил растение;
6. Приклейте этикетку в правом нижнем углу гербарного листа.
(По окончании инструктажа по изготовлению гербария ученики при консультативной помощи учителя изготавливают гербарные листы.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
— Друзья, впереди у вас целое лето. Будьте внимательны и наблюдательны. Изучайте растения, делайте записи в полевых дневниках, создавайте гербарии. Я желаю вам интересных открытий и успеха в исследовательской деятельности!