Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; работать с натуральными объектами; л. формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, экологическое мышление; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: покрытосеменные (цветковые) растения, класс Двудольные, класс Однодольные; выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных; применять приемы работы с определителем растений; устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды обитания; объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм; выявлять и сравнивать существенные признаки однодольных и двудольных растений.
Оборудование и материалы: плакаты (слайды) с изображениями различных цветковых растений, таблица “Дикорастущие и культурные растения”, различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга России, геохронологическая таблица.
Общие рекомендации. Таблица “Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений” предоставляется каждому ученику в печатном виде. Таблица “Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений” должна быть представлена на интерактивной доске.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Фронтальный опрос и решение биологических задач.)
1. Ответьте на вопросы.
— Какие растения называют голосеменными?
— В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых?
— Каковы основные признаки голосеменных растений?
— Где развиваются семена голосеменных растений?
— В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
— Каково строение женской и мужской шишек сосны?
— В чем отличие в строении этих шишек?
— Какие особенности строения семян сосны способствуют их переносу ветром?
— Как происходит опыление и оплодотворение у голосеменных растений (сосны)?
— Какими способами распространяются семена сосны?
— В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
2. Решите биологические задачи.
— Лесничие обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают. Тогда как у ели в тех же условиях почти полностью сохраняются. Объясните почему. (Сосна светолюбивое растение, и при затемнении ее ветви засыхают, а ель теневыносливое — поэтому ее ветви сохраняются.)
— Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (Строением корневых систем — у ели корни развиваются близко к поверхности, а у сосны уходят глубоко в почву.)
— Ботаникам известно много случаев совместного проживания двух и более растений. Голосеменные не являются исключением. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядом растет много елей? (Сосна, в отличие от елей, не затеняет можжевельник.)
— Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960 г. в Сиэтле лесоводы 96 стран решили заложить парк дружбы народов, где представитель каждой страны должен был посадить свое национальное дерево. Какое дерево было высажено нашей делегацией? (Лиственница.)
— “Янтарь есть произведение царства растений”, — говорил М.В. Ломоносов. Что позволило великому ученому сделать такой вывод? (Янтарь — окаменевшая смола хвойных растений.)
— Почему воздух в хвойных лесах почти не содержит болезнетворных бактерий? (Хвойные выделяют фитонциды, уничтожающие микробы.)
III. Работа по теме урока
1. Общая характеристика
Покрытосеменные, по мнению большинства ученых, произошли от древних голосеменных растений. Считается, что первые покрытосеменные были небольшими вечнозелеными деревцами с крупными одиночными цветками, напоминающими шишки голосеменных.
— Какая общая черта характерна и для голосеменных, и для покрытосеменных растений? (Эти растения размножаются при помощи семян.)
Покрытосеменные — самая молодая и самая многочисленная группа царства Растения. В нее входит около 250 тыс. видов.
По палеонтологическим данным, покрытосеменные растения появились в юрский период мезозойской эры, расцвет их пришелся на меловой период мезозойской эры.
(Учитель демонстрирует соответствующие периоды на геохронологической шкале.)
Покрытосеменные растения распространены на всех континентах и во всех климатических зонах Земли. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате и в пустынях.
Широкого распространения покрытосеменные достигли благодаря высокой приспособляемости к различным условиям окружающей среды, вследствие чего их вид стал необычайно разнообразен. Среди покрытосеменных встречаются растения всех жизненных форм.
— Какие жизненные формы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, кустарнички и травы.)
Продолжительность жизни покрытосеменных растений может быть различной. Встречаются как однолетние и двулетние, так и многолетние растения.
— Каково принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп? Почему их выделили в особый отдел? (Семена этих растений развиваются внутри плода.)
Покрытосеменные растения также называют цветковыми.
— О какой особенности растений это говорит? (Эти растения образуют цветки.)
— Работая с материалом учебника (с. 126—129), исправьте ошибки в таблице и впишите правильные ответы.
(На выполнение задания отводится 3-5 мин. Ученики работают в парах — проверяют работу соседа по парте (2—3 мин). Учитель оценивает работу пар.)
Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений
Критерий для сравнения |
Голосеменные растения |
Покрытосеменные растения |
Наличие цветков и плодов |
Не имеют цветков и плодов |
Образуют цветки и плоды |
Развитие семязачатков |
Семязачатки заключены в полости завязи пестика (лежат открыто на чешуйке шишки) |
Семязачатки заключены в полости завязи пестика |
Способ опыления |
Ветроопыляемые |
Ветроопыляемые (а также при участии воды, животных и путем самоопыления) |
Процесс опыления |
Орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика (пыльца попадает прямо на семязачатки) |
Пыльца попадает прямо на семязачатки (орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика) |
Строение проводящих тканей |
Проводящие ткани — это сосуды (трахеиды) и сложно (просто) устроенные ситовидные трубки |
Настоящие сосуды. Сосуды и ситовидные трубки имеют сложное строение |
Жизненные формы растений |
Только древесные формы |
Только травы (как древесные, так и травянистые формы) |
Особенности |
Большинство являются автотрофами, но редко встречаются и гетеротрофы (только автотрофы) |
Большинство являются автотрофами, но редко встречаются и гетеротрофы |
Оплодотворение |
Одинарное |
Двойное |
Образование семян |
Образуются семена очень быстро (медленно, до 1,5—2лет) и сразу же после опыления (интервал между опылением и оплодотворением может достигать 13 месяцев) |
Образование семян происходит достаточно быстро — в течение одного вегетационного периода |
2. Двудольные и однодольные растения
Отдел Покрытосеменные растения разделяют на два класса — Однодольные и Двудольные.
— По какому признаку растения относят к тому или иному классу? (Количество семядолей в семени. У двудольных растений семя состоит из двух семядолей, а у однодольных — из одной.)
Считается, что двудольные растения древнее однодольных. Однодольные растения как самостоятельная группа обособились от двудольных на достаточно ранней ступени эволюции (в пред- меловом периоде). Затем однодольные развивались независимо от двудольных. Вероятно, по причине древности двудольных значительно больше, чем однодольных. Первых насчитывается свыше 200 тыс. видов, тогда как вторых лишь 64 тыс. видов.
Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические категории — классы, порядки, семейства.
В классе Двудольные около 350 семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые и др.). У однодольных 85 семейств (Лилейные, Злаки, Луковые и др.). Более подробно о некоторых из этих семейств мы поговорим на следующих уроках.
— По каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных? {По жилкованию листьев, характеру корневой системы, строению цветка.)
Необходимо отметить, что некоторые характерные для двудольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Следовательно, отличить однодольные растения от двудольных можно лишь по совокупности признаков (строение цветка, стебля, характер листовых пластин).
— Работая с материалом учебника (с. 130, 131) и сравнительной таблицей, изобразите признаки классов Однодольные и Двудольные растения в виде рисунков (схем).
Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений
Критерий для сравнения |
Класс Однодольные |
Класс Двудольные |
Количество семядолей в семени |
Зародыш состоит из одной семядоли (щитка), прилегающей к эндосперму |
Зародыш обычно состоит из двух семядолей |
Листья |
Простые, обычно цельнокрайние, бесчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное |
Простые и сложные. Жилкование сетчатое (перистое, пальчатое). Обычно черешок выражен |
Характер корневой корневой |
Обычно мочковатая, главный корень рано отмирает |
Обычно стержневая, главный корень хорошо развит. У некоторых травянистых форм корневая система мочковатая |
Строение цветка |
Число частей цветка обычно кратно трем |
Число частей цветка обычно кратно четырем или пяти |
Стебель |
Травянистый, не способен к вторичному утолщению. Нет камбия, нет четко дифференцированной коры и древесины |
Травянистый или деревянистый. Способен к вторичному утолщению. Имеется камбий. Кора и древесина обычно четко выражены |
Строение проводящихтканей |
Проводящие пучки закрытые. На поперечном разрезе стебля они расположены как бы беспорядочно |
Проводящие пучки открытые. На поперечном разрезе стебля они расположены по кругу или в виде цилиндра |
(На уроке учащиеся выполняют часть задания под руководством учителя, а завершают его самостоятельно как домашнее задание.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 24, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Нарисовать в альбоме признаки классов Однодольные и Двудольные растения (закончить выполнение задания).