Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Дыхание и обмен веществ у растений - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: дыхание, обмен веществ; описывать процесс дыхания у растений и характеризовать сущность этого процесса; устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение; характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.
Оборудование и материалы: учебник, интерактивная доска.
Общие рекомендации. Поскольку материал § 15 уже знаком ученикам и они углубляют имеющиеся знания, учатся выстраивать причинно-следственные связи и делать выводы и обобщения, то изучение нового материала можно совместить с развитием умения составлять конспекты. Чтобы учащиеся смогли восстановить способность к восприятию и воспроизведению учебного материала, целесообразно в середине урока провести физкультминутку.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Проверка выполнения домашнего задания. Первый ученик отвечает на вопрос учителя, второй ученик оценивает ответ одноклассника, отмечает допущенные ошибки (если они присутствуют) и дополняет ответ. Учитель оценивает работу двух учеников.
Комментированная проверка выполнения домашнего задания в тетради. Выставление отметок.
Заслушивание сообщения о растениях. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки.)
— Почему фотосинтез называют воздушным питанием?
— Каково значение фотосинтеза в природе?
III. Работа по теме урока
Сегодня мы не только узнаем много нового о жизнедеятельности растений, но и вспомним уже известное, а также составим конспект § 15. Конспект — это краткое изложение материала. Он может содержать цитаты, различные тезисы, графики, изображения и текст.
(Начать нужно с составления вопросов, ответив на которые ученики смогут раскрыть суть учебного материала.)
— Что такое дыхание растений?
— Какие процессы происходят при дыхании?
— Могут ли растения не дышать длительное время?
— В каких условиях может происходить дыхание растений?
— Где в клетке происходят дыхательные процессы?
— Как кислород попадает в растение, а углекислый газ выходит из него?
— Почему у молодых растений процесс дыхания происходит интенсивнее, чем у старых?
— Что такое обмен веществ?
— Почему обмен веществ — это одна из наиважнейших характеристик живых организмов?
(Вопросы ученики записывают в тетрадь. Кроме того, их целесообразно представить на доске. Учитель просит прочитать вслух начало параграфа и устно ответить на первый вопрос. Затем помогает учащимся сформулировать краткий ответ, который они записывают в тетрадь. Подобным образом разбираются все вопросы.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 15, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Написать мини-сочинение на тему “Жизнь на Земле без солнечного света”.