Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Цветок, его строение и значение - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: цветок, чашечка, венчик, тычинки, пестик, пыльца, пылинка, семязачаток, соцветие, опыление, оплодотворение', определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; называть функции частей цветка; различать и называть типы соцветий; характеризовать значение соцветий; объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений; характеризовать типы опыления у растений; устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, таблица “Строение цветка”, цветущие комнатные растения, гербарии, разборные модели “Цветок вишни”, “Цветок картофеля”, схемы различных соцветий, набор для изображения соцветий (полоски бумаги с одним закругленным концом: 1 (20 х 1 см), 1 (20 х 5 см), 1 (6 х 4 см), 5 (5 х 1 см); 1 полумесяц (10 х 3 см); 5 кружков (диаметр 2 см)).
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Для проверки домашнего задания можно подготовить слайд с текстом.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям. Проверка заполнения таблицы “Клеточное строение стебля”. Комментированный разбор домашнего задания.)
1. Вставьте пропущенные слова.
— Стебель — это осевая часть_______ (побега).
— По положению в пространстве выделяют_______ (прямостоячие) стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющиеся, как у__________________________________________ (хмеля)]__________________________________________ (цепляющиеся), как у гороха и фасоли.
— Стебли растений выполняют______ (опорную), фотосинтезирующую, (транспортную и запасающую) функции.
— Стебель древесного растения покрыт___ (корой), которая защищает растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
— Внутренняя часть коры —______ (луб) — содержит ситовидные трубки.
— Основная функция ситовидных трубок — проведение (органических веществ) от (листа)к (прочим частям растения).
— Между корой и___________ (древесиной) расположена образовательная ткань —________________ (камбий).
— За счет деления клеток_____ (камбия) происходит рост стебля растения________________________ (в толщину).
— По сосудам________ (древесины) вода и растворенные в ней (минеральные) вещества перемещаются от (корня)к (прочим частям растения).
— Основная функция древесины состоит в____ (транспорте воды и солей).
2. Ответьте на вопросы.
— Каково внешнее строение стебля?
— Каково внутреннее строение стебля?
III. Работа по теме урока
1. Строение цветка
Сегодня мы с вами будем говорить о цветках. Цветки образуются только у цветковых растений. Мы знаем, что большинство цветковых растений средней полосы цветут практически каждую весну или лето.
— А все ли цветковые растения цветут регулярно? (Нет. Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.)
— Какие растения могут цвести только один раз за всю жизнь? (Например, бамбук. После цветения он погибает.)
В Андах на высоте от 3 до 4,5 тыс. м обитает пуйя Раймонди. Это растение живет до 150 лет, чтобы набраться жизненной силы, подарить миру красоту своих цветов и умереть после плодоношения. Его цветонос достигает высоты 10 м и имеет более 8 тыс. беловато-зеленых цветков.
— Какова основная функция цветков? (Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена.)
— Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок? (Цветок — генеративный (репродуктивный) орган растения.)
((Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов и цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.)
Вспомните, какими бывают цветки различных растений. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни собраны в пышные соцветия, а другие расположены одиночно. Тем не менее у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте рассмотрим строение цветка.
Венчик — самая яркая и заметная часть цветка. Он состоит из лепестков, окрашенных в различные цвета. Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.
Венчик часто окружен чашечкой, состоящей из чашелистиков. Чашечка, как правило, окрашена в зеленый цвет. Ее основная функция — это защита внутренних частей цветка.
Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником. Этот орган цветкового растения получил такое название потому, что он как бы окружает основные части цветка. Если у цветка есть и чашечка, и венчик, то околоцветник называют двойным. Такой цветок характерен для двудольных растений. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), то околоцветник называют простым. Такой цветок характерен для однодольных растений.
Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, то их называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, то такие цветки называют неправильными.
Цветок — генеративный орган растения. Основная функция цветка — образование плодов и семян, т. е. половое размножение. Но ни венчик, ни чашечка в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинки и пестик.
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльников развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
Пестик делится на три части: завязь, столбик и рыльце. Но нет правил без исключений: у некоторых растений, например у тюльпана, в пестике нет столбика.
Рыльце (верхняя часть пестика) приспособлено для удержания пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Внутри нижней, расширенной части пестика — завязи — находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего формируется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаше встречаются цветки с одним пестиком.
Все перечисленные части цветка — и околоцветник, и пестик, и тычинки — расположены на цветоложе, являющемся продолжением цветоножки — тоненького стебелька, на котором находится цветок. Если цветок прикреплен к стеблю без цветоножки, он называется сидячим.
Цветок является укороченным видоизмененным побегом, служащим для семенного размножения. Как и любой другой побег, он развивается из почки. Цветоножка и цветоложе — это видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизмененные листья.
2. Значение пестика и тычинок в цветке
В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики (один или несколько). Такие цветки называют обоеполыми. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми. Если в цветке находятся только тычинки, то этот цветок является тычиночным, или мужским. Если в цветке имеется только пестик, то этот цветок является пестичным, или женским.
В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. Простой околоцветник обозначается буквой О, чашелистики — буквой Ч, лепестки — Л, пестик — П, тычинки — Т. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов (например, тычинок) более 12, то пишут не их точное количество, а значок “∞”. Если элементы цветка срослись, то соответствующее число сросшихся частей пишут в скобках.
3. Соцветия
У большинства растений цветки собраны в пышные соцветия.
(Учитель демонстрирует изображения различных соцветий, цветущие комнатные растения, гербарии.)
— Какие ассоциации у вас возникают при слове “соцветие”?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия “соцветие”.)
Соцветие - группа цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.
— Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия? (Одиночные цветки чаще всего бывают более крупными, чем цветки, собранные в соцветия.)
— Как вы думаете, в чем заключается биологическое значение соцветий?
(Ответы учеников.)
Биологическое значение соцветий состоит в том, что большое количество расположенных рядом цветков (особенно мелких) увеличивает вероятность их опыления, срок цветения, а следовательно, и оплодотворения.
В каждом соцветии можно выделить главную ось. Множество различных соцветий разделяют на две основные группы: простые и сложные соцветия. Если все цветки расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие. Но если от главной оси отходят боковые оси, на которых расположены цветки (как бы маленькие соцветия), то мы видим сложное соцветие. Цветки на главной оси могут быть сидячими (вспомните, что такое сидячий цветок), а могут прикрепляться к ней посредством цветоножек.
— Работая с п. 3 § 11 учебника (с. 63, 64), зарисуйте в альбом типы соцветий, подпишите их названия и приведите примеры растений, которые имеют такие соцветия.
(Проверка выполнения задания. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит “сконструировать” различные типы соцветий с помощью специального набора.)
4. Цветение и опыление растений
— Какова основная функция цветка? (Размножение, т. е. образование семян.)
Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.
Опыление - это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Если пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика того же цветка, такой способ называют самоопылением. Если же пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка, такой способ называют перекрестным опылением. Перекрестное опыление характерно для большинства растений.
В чем преимущество перекрестного опыления? Благодаря перекрестному опылению происходит перекомбинация признаков отцовского и материнского организмов. Дочерние организмы приобретают большее разнообразие признаков, что повышает жизнеспособность вида в целом, так как дает им больше шансов выжить при возможных изменениях окружающей среды.
Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.
— Как вы думаете, для чего растениям необходим такой способ опыления?
(Ответы учеников.)
Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
— Как вы думаете, какие приспособления могут быть у самоопыляемых растений?
(Ответы учеников.)
Обычно у таких растений тычинки длиннее пестиков, и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики. Цветки картофеля и томатов раскрываются уже опыленными.
— А какие приспособления могут быть у растений для перекрестного опыления?
(Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Специальные приспособления для перекрестного опыления:
• тычинки короче пестиков — пыльца не осыпается на пестик;
• тычинки и пестики в одном цветке созревают в разное время;
• однополые цветки — тычинки и пестики находятся на разных цветках;
• двудомные растения — женские и мужские цветки находятся на разных особях.
5. Переносчики пыльцы
При перекрестном опылении пыльца с одного цветка на другой может переноситься разными способами: с помощью ветра, воды, насекомых, птиц и даже млекопитающих.
— Кто или что чаще всего принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?
(Ответы учеников.)
Чаще всего растение опыляют насекомые или ветер. Растения, опыляемые насекомыми, называют насекомоопыляемыми.
— Какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у растений?
(Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Приспособления растений к опылению насекомыми:
• крупный яркий околоцветник, привлекающий насекомых;
• крупные, заметные соцветия;
• выделение нектара особыми железами — нектарниками (нектар и пыльца являются пищей для многих насекомых);
• запах, привлекающий насекомых;
• выросты и крючочки на оболочке пыльцы, способствующие удержанию ее на теле насекомых.
Нектар львиного зева и клевера находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка. Цветок душистого табака имеет сростнолепестный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек-бражников, у которых есть специальный длинный хоботок. Цветки тропической лианы раффлезии Арнольди имеют запах тухлого мяса.
— Как вы думаете, какими насекомыми опыляется это растение? (Ответы учеников.)
Этот запах привлекает различных мух. Многие цветки приспособились к опылению ночными насекомыми, поэтому их запах усиливается ночью, как, например, у ночной фиалки.
Растения, опыляемые ветром, называют ветроопыляемыми.
— Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром? Как выглядят цветки ветроопыляемых растений?
(Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Приспособления растений к опылению ветром:
• цветут до того, как распустятся листья, или одновременно с их распусканием, что увеличивает вероятность попадания пыльцы на пестики;
• околоцветник слабо развит или вообще отсутствует;
• цветки мелкие, часто бывают собраны в большие соцветия;
• образуется огромное количество пыльцы, так как это увеличивает вероятность попадания ее на пестики;
• пыльца мелкая, сухая, легкая;
• растут большими группами.
— Какие ветроопыляемые растения вы знаете?
(Ответы учеников.)
Ветроопыляемыми являются многие деревья: ольха, осина, береза, дуб, орешник. А также такие травы, как тимофеевка, рожь, кукуруза, пырей, осока.
— Кто еще может быть опылителем растений?
(Ответы учеников.)
В тропиках встречаются цветки, опыляемые колибри и нектарницами. Эти цветки обычно не пахнут, так как у птиц обоняние развито слабо, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих цветков водянистый, и выделяется его достаточно много, что и привлекает птиц-опылителей.
Кроме птиц и насекомых, в опылении растений могут участвовать также и млекопитающие, например летучие мыши.
У части водных и околоводных растений, таких как элодея, роголистник, взморник, перенос пыльцы осуществляется при помощи воды.
Для повышения урожайности некоторых растений или выведения новых сортов человек сознательно переносит пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других цветков. Опыление, которое происходит при участии человека, называют искусственным. Обычно его производят сухой мягкой кисточкой, при помощи которой снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльца пестиков других.
У некоторых растений, во избежание самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы не занести на опыляемые цветки посторонней пыльцы, на них надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления было выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать §11, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Охарактеризовать соцветия различных растений.
(Учащиеся учатся определять и характеризовать растения и их
части по рисункам учебника.)
Инструкция
1) Рассмотреть рисунки учебника (рис. 126 (4, 5), 127 (1), 129 (1,2,5), 132 (1), 133 (2,3,4)).
2) Зарисовать соцветия. Подписать названия растений.
3) Определить, какому растению — однодольному или двудольному — принадлежит это соцветие.
3. Подготовить набор для изображения соцветий (см. оборудование к уроку 11).
Дополнительный материал
Цветочные часы
Часы бывают разные: солнечные, водяные, механические, электронные, башенные и даже цветочные.
В Древней Греции и в Древнем Риме знали и использовали свойство различных цветков раскрываться в разное время дня. Эта особенность помогает растениям защищать пыльцу от дождя и холода, а также открываться именно тогда, когда различные существа прилетают к ним для опыления.
В 1755 г. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней использовал этот феномен. Он написал научный трактат “Сон растений”. Линней всю свою жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдая за растениями, он выяснил, что растения можно сгруппировать по особому признаку — времени раскрытия и закрытия цветков. Линней “соорудил” в своем саду цветы-часы. На круглой клумбе он посадил цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие цветы и мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты.
Цветочных часы есть во многих ботанических садах. Раньше самыми известными в мире считались швейцарские и японские цветочные часы, причем в Швейцарии эти часы были самые большие, пятиметрового диаметра.
В 2001 г. в Москве на Поклонной горе устроили и “запустили” самый большой в мире цветочно-часовой “механизм”. В диаметре циферблат достигает 10 м, а минутная стрелка весит более 30 кг. Правда, на московских часах нет секундной стрелки, которой особенно гордятся швейцарцы. “Но на то они и швейцарцы, — объяснили российские специалисты, приехавшие на праздник, — они славятся тонкой ювелирной работой, а мы — масштабом!”