Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 Изучение строения увеличительных приборов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — осуществлять исследовательскую деятельность; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.
Оборудование: учебник, салфетки, пипетки (по числу учеников), две монеты разного размера (для каждого ученика), листы бумаги (по числу учеников), лупа, школьный световой микроскоп.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Мы начнем урок с проверки домашнего задания, немного поиграем в инженеров-конструкторов, а затем поговорим о невидимом мире и его исследовании.
II. Проверка домашнего задания
— С помощью каких методов можно изучать природу? (Наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, сравнение, измерение.)
— Чем наблюдение отличается от других методов? (Человек не вмешивается в наблюдаемый процесс.)
— Где и как удобно записывать наблюдения? (В специальном блокноте простым карандашом.)
— Что можно узнать при помощи измерения? (Длину, количество. )
— Что такое эксперимент?
— Для чего применяют метод моделирования? (Чтобы сделать прогноз.)
— Какие методы применяют в природе, а какие — в лаборатории? (Моделирование чаще в лаборатории, остальные и в природе, и в лаборатории.)
— Когда можно использовать компьютер при биологических исследованиях? (При моделировании.)
— По какому плану нужно работать при исследованиях? (Постановка цели, выбор метода исследования, проведение исследования, получение результатов, объяснение полученных результатов.)
— Какие методы иллюстрируют фотографии § 3?
III. Работа по теме урока
1.Проведение эксперимента
Вы помните, что для изучения живой и неживой природы человек применяет одни и те же методы. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Проводить его будем строго по плану (постановка цели, проведение исследования, получение результатов, объяснение полученных результатов). Вы должны не забывать применять описание. Поставим перед собой следующую задачу: определить точность вашего глазомера. Определять будем экспериментально.
— Положите перед собой салфетку, а на нее поместите одну монету. Сейчас вы будете при помощи пипетки капать на монету воду и считать капли. Это нужно делать очень осторожно до тех пор, пока вода не начнет сливаться с монеты. Перед началом работы попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение) о том, сколько капель удержится на монете. Затем проведите опыт и сравните полученные результаты с прогнозируемыми.
(Ученики проводят эксперимент.)
— Возьмите вторую монету другого размера и повторите опыт. В этом опыте мы изменяем условия — изменяем размер монеты.
— Удалось ли вам дать более точный прогноз? (Да.)
— Как вы это объясните? (Приобретен некоторый опыт.)
Вы становитесь настоящими исследователями. Молодцы!
2.Моделирование
(Этот этап можно совместить с физкультминуткой.)
Сегодня мы применим еще один метод изучения природы — моделирование.
— У каждого из вас есть лист бумаги, из которого вы должны смоделировать летательную конструкцию, похожую на птицу.
(Ученики простыми сгибаниями бумаги моделируют птичку.)
— А теперь можно подвигаться и попробовать запустить птичку. У всех она летает по-разному: есть удачные конструкции (удачное моделирование), а есть не очень удачные. Почему? (Ответы детей.)
3.Знакомство с увеличительными приборами
— Мы проводили различные исследования, но все они касались крупных объектов природы. А как же можно изучать очень-
очень мелкие объекты, невидимые глазом человека? (С помощью увеличительных приборов: бинокля, лупы и микроскопа.)
(Если дети затрудняются или делают ошибки, учитель помогает им.)
Во всех увеличительных приборах есть главные части. Это увеличительные стекла — линзы. Есть в увеличительных приборах и части-помощники, они нужны для удобства.
(Учитель демонстрирует лупу и микроскоп, называет части и их функции.)
У лупы главная часть — увеличительное стекло, а вспомогательная — оправа.
Главные части микроскопа — окуляр, в который мы смотрим глазом, и объектив, обращенный к рассматриваемому объекту. Вспомогательных частей много: тубус соединяет окуляр и объектив, предметный столик нужен для того, чтобы на нем лежали рассматриваемые объекты, зеркальце направляет лучик света для освещения объекта, винты помогают настроить резкость, а штатив все эти части соединяет и удерживает. С увеличительными приборами следует обращаться бережно: хранить в специальных футлярах или покрытыми пленкой, переносить только двумя руками, винтами работать медленно, чтобы не раздавить рассматриваемый объект и не расколоть линзу, смотреть стараться двумя глазами.
(На данном этапе можно провести лабораторную работу № 1, описанную в учебнике (с. 17, 18).)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель показывает указкой части микроскопа, а ученики их называют. Затем учитель называет части увеличительных приборов, а ученики — их функции и наоборот. Например : удерживает все части микроскопа — штатив, тубус — соединяет окуляр и объектив и т. д.)
Домашнее задание
1.Прочитать § 4, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Нарисовать в тетради микроскоп, не подписывая его части.
3.Принести клей.
Дополнительный материал
Правила работы с микроскопом
Микроскоп (от греч. micros — малый и scopio— смотрю) — это оптический прибор.
1. Установить микроскоп на рабочем столе штативом к себе на расстоянии 3— 5 см от края стола.
2. Установить правильное освещение.
3.Поместить на предметный столик исследуемый препарат и закрепить его клеммами.
4. Навести резкость изображения при помощи винтов.
5.Во время работы держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.
6.После работы убрать препарат с предметного столика, опустить тубус.
Инструкция для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приемы ее выполнения.
2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.
3.Познакомится с устройством микроскопа, убедиться вето исправности, вспомнить правила работы с микроскопом.
4. Точно выполнять все указания учителя биологии.
5. По окончании работы привести свое рабочее место в порядок.
6. Не выходить из кабинета (класса) без разрешения учителя.
История изобретения микроскопа
Невозможно точно определить, кто изобрел микроскоп. Считается, что голландский мастер по изготовлению очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен изобрели первый микроскоп в 1590 г. Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он в 1609 г. разработал “occhiolino” (“оккиолино”), или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами. Другой голландец — Кристиан Гюйгенс — в конце 1600-х гг. изобрел простую двухлинзовую систему окуляров, которая ахроматически регулировалась. Окуляры Гюйгенса производятся и по сей день, но им не хватает широты поля обзора, а расположение окуляров неудобно для глаз по сравнению с современными широкообзорными окулярами. В 1665 г. англичанин Роберт Гук сконструировал собственный микроскоп и опробовал его на пробке. В результате этого исследования появилось название “клетки”. Антоний ван Левенгук (1632— 1723) считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то что простые увеличительные линзы производились уже с 1500-х гг., а увеличительные свойства наполненных водой стеклянных сосудов упоминались еще древними римлянами (Сенека). Изготовленные вручную, микроскопы Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука.