Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы - ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р.- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; л.— формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
— Назовите среды жизни организмов.
— Охарактеризуйте условия в наземно-воздушной среде. Приведите примеры обитателей этой среды и расскажите об их приспособлениях к условиям.
— Охарактеризуйте водную среду обитания и сравните ее условия с условиями наземно-воздушной среды.
— Воробей говорит, что в почвенной среде жить невозможно, с ним спорит червяк, утверждая, что лучше места не найти. Кто прав?
III. Работа по теме урока
1.Слово учителя, составление схемы
Продолжим знакомство со средами обитания и поговорим об условиях разных сред. Условия принято называть экологическими факторами.
Все условия среды, т. е. факторы, удобно разделить на три группы: факторы неживой природы (абиотические), живой природы (биотические) и влияние человека (антропогенные).
(Физкультминутка. Любое упражнение (см. приложение 2) по выбору учителя.)
2.Работа по учебнику, составление схемы
(Учитель составляет схему на доске, а ученики — в тетрадях.)
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
Абиотические Биотические Антропогенные
(Далее ученики самостоятельно читают § 18. Первый ряд выбирает примеры абиотических факторов и записывает в первый столбик, второй ряд — биотических, третий — антропогенных. Представители от каждого ряда зачитывают свои факторы, остальные проверяют и дополняют свои схемы.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель читает утверждения. Если они правильные, ученики хлопают в ладоши, если нет — говорят “У-у”.)
I. Абиотические факторы сильно влияют на жизнь организмов. (Да.)
2.Разведение животных и растений человеком — это антропогенный фактор. (Да.)
3.К абиотическим факторам почвы относят свет и воду. (Нет.)
4.Снег — это важный биотический фактор для растений. (Нет.)
5.Съедобные растения — это биотический фактор для растительноядных животных. (Да.)
6.Добыча для хищников — это антропогенный фактор. (Нет.)
7.Антропогенные факторы не влияют на природу. (Нет.)
Домашнее задание
1.Прочитать материал § 18, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Провести наблюдение “Экологические факторы, которые я увидел за окном своей квартиры” и записать его в тетрадь карандашом.