Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; р. — проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; п. — сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: знать значение терминов антибиотик, пенициллин; научиться различать съедобные и ядовитые грибы.
Оборудование: учебник; иллюстрации к сказкам о грибах, выполненные учениками дома; цветные карандаши или краски; клей; толстые нитки бледно-зеленого цвета; ножницы; бумага; картон; пластилин; веточка или кора дерева (7— 10 см); коробка из-под конфет.
Предварительная подготовка к уроку: учитель готовит образец коллекции грибов.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня мы с вами вновь отправляемся за грибами. Готовьте свои корзинки любознательности и складывайте туда новые знания о грибах.
II. Проверка домашнего задания
(Выставка рисунков — иллюстраций к сказкам о грибах. Танец грибов. Исполняется в абсолютной тишине. Учитель показывает смешные движения, а ученики их повторяют. Так как во время танца ученики достаточно много двигаются, физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
III. Работа по теме урока
1.Беседа, работа по учебнику
— Вспомните, сколько разных видов грибов насчитывается в природе. (100тыс.)
И все они разные, непохожие друг на друга. Есть одноклеточные и многоклеточные. Есть шляпочные и плесневые. Есть съедобные и несъедобные.
— Откройте учебник на с. 63, рассмотрите рис. 55.
Мы видим шляпочные грибы. На хорошо видной ножке есть шляпка, которая несет в себе споры, необходимые для размножения гриба. По строению шляпки грибы бывают трубчатые и пластинчатые.
Также на рисунке вы видите ядовитые и съедобные грибы. Все эти грибы состоят из большого количества клеток — они многоклеточные. А на рис. 54 изображены одноклеточные грибы — дрожжи.
— Рассмотрите другие рисунки параграфа и скажите, какие еще бывают грибы. (Плесневые грибы и грибы-паразиты.)
— Правильно. Плесневые грибы — пеницилл и мукор — сапротрофы. Уточните, что обозначает этот термин. (Питаются готовыми питательными веществами.)
— Паразиты тоже питаются готовыми веществами. В чем же их отличие? (Паразиты питаются веществами живых организмов.)
2.Изготовление мини-коллекций грибов
(Работа в группах по четыре человека. Необходимо изготовить четыре разных гриба по рисункам учебника. Можно всю работу выполнять всей группой, но лучше каждому изготовить по одному грибу. Каждая группа самостоятельно определяет, как она будет работать.)
1.Плесневый гриб. Гриб нужно изготовить из толстых ниток бледно-зеленого цвета и наклеить на лист бумаги или картона.
2.Одноклеточный гриб — дрожжи. Гриб нужно изготовить из пластилина и прикрепить его к коробке.
3.Многоклеточный гриб. Можно выбрать любой — ядовитый, съедобный, можно вешенку на коре или веточке и тоже разместить в коробке.
4.Гриб-паразит. Этот гриб нужно нарисовать.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Представление коллекций грибов, выставление оценок.)
Домашнее задание
1.Прочитать § 14, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Составить рассказ об оказании первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.