Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Разнообразие организмов. Принципы классификации организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьсбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; //. — осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; л. -постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: знать определение науки систематики, основные таксоны классификации — царство и вид, отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Оборудование: учебник; проектор; экран; слайды с изображением разных живых организмов; компьютерная презентация “Вирусы”; головные уборы типа корон с названием царств (Животные, Растения, Грибы, Бактерии) и корона Вирусы; карточки с изображением животных, растений, бактерий, грибов, вирусов (по числу учеников в классе); пластилин; спичечный коробок; проволока (три куска по К) см); цветная бумага или картон; клей; ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Сегодня мы будем говорить о многообразии живого мира на Земле, поиграем, а затем изготовим модель самого мелкого обитателя нашей планеты.
II. Работа по теме урока
1.Слово учителя
(Рассказ учитель сопровождает демонстрацией слайдов. В случае отсутствия презентации можно работать с рисунками учебника.)
На Земле существует около 30 млн видов живых существ: это одноклеточные и многоклеточные, жители воды, почвы, летающие и бегающие, а также неподвижно сидящие на одном месте, полезные на взгляд человека и вредители. Их много и они везде. Человек стремится их исследовать, но сначала, конечно, упорядочить. Для этого даже была создана специальная наука — систематика, которая и помогла разделить всех живых на группы. При этом учитывались сходства внешнего и внутреннего строения, родственные связи.
Все живые организмы были разделены сначала на огромные группы, их назвали царства, царства стали разбивать на меньшие группки, а их — еще на меньшие. Так, пока не дошли до самой маленькой и назвали ее вид. К одному виду принадлежат родственные между собой организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое оставит свое потомство.
2.Игра
(Этот этап можно совместить с физкультминуткой. Четыре игрока получают короны с названиями царств живой природы и еще один игрок - корону Вирусы. Они встают в разных местах класса так, чтобы их все хорошо видели. Остальные ученики получают карточки с изображением животных, растений, бактерий, грибов, вирусов, им нужно определить, к какой группе относятся эти живые организмы, и подойти к человеку в соответствующей короне. Когда все дети разойдутся по своим группам, учитель проверяет правильность выполнения задания. Если кто-то из учеников допустил ошибку, учитель просит его объяснить, почему он выбрал эту группу, помогает ему понять, в чем он был неправ. Игру можно провести два-три раза и повторить на последнем уроке по данной теме. Карточки нужно разнообразить, включив признаки и особенности представителей разных групп.)
3.Слово учителя
Самые мелкие обитатели нашего мира - это вирусы. Свое название они получили от латинского слова “яд”. Они настолько малы и так просто устроены, что ученые спорят, относить ли их к живой природе. Признаки живого, да и то не все, они проявляют только внутри клетки хозяина. Вирусы очень просто устроены: нити ДНК снаружи покрыты защитной белковой оболочкой. Могут иметь специальные прикрепительные выросты. Попав в чужую клетку, вирусы вызывают болезни, такие как корь, грипп, оспа, СПИД. Но некоторые вирусы человек научился использовать. Например, при помощи бактериофагов он борется с вредителями сельского хозяйства, заражая их этим вирусом.
(Рассказ о вирусах сопровождается компьютерной презентацией.)
4.Творческая работа
(Изготовление модели вируса бактериофага (учебник, рис. 30). Материал: пластилин, коробочка и проволока.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель собирает поделки, оценивает работы, чтобы позднее организовать выставку по теме “Многообразие живых организмов”.)
Домашнее задание
Прочитать § 8, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
Дополнительный материал
Вирус (от лат. virus — яд) — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами). Обнаружены также вирусы, поражающие другие вирусы (вирусы-сателлиты).
Учеными были детально описаны более 5 тыс. видов вирусов, хотя предполагают, что их существуют миллионы. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле, являясь самой многочисленной биологической формой. Изучением вирусов занимается наука вирусология.
Вирусы распространяются многими способами: вирусы растений часто передаются от растения к растению насекомыми, питающимися растительными соками, например тлями; вирусы животных могут распространяться кровососущими насекомыми. Вирус гриппа распространяется воздушно-капельным путем при кашле и чихании. Каждый вирус имеет определенную специфичность к хозяевам, определяющуюся типами клеток, которые он может инфицировать. Круг хозяев может быть узок или, если вирус поражает многие виды, широк.