Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Контрольно-обобщающий урок - Общая характеристика царств Бактерии и Грибы - Многообразие организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• обобщить знания о многообразии живых организмов, строении бактерий и грибов, их роли в природе и жизни человека;
• подвести учащихся к выводу о сходстве организмов различных царств, о единстве органического мира;
• оценить результаты работы групп и каждого учащегося при изучении темы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся обобщают знания о многообразии живых организмов, о строении бактерий и грибов, их роли в природе и жизни человека, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развиваются представления о единстве органического мира.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе знаний о многообразии живых организмов, их роли в природе, ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и её охраны.
Основные понятия урока: классификация, царства живой природы, многообразие организмов, роль организмов в природе и жизни человека.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе и обсуждении ответов на вопросы, поставленные учителем, выступление с сообщениями и их обсуждение, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и отдельных учащихся.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Обобщающая беседа по вопросам и заданиям
В ходе фронтальной беседы обсуждаются наиболее важные вопросы темы.
1. Для чего классифицируют организмы?
2. Назовите отличительные признаки царств живой природы.
3. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
4. Почему утверждают, что живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
5. Какие особенности строения имеет бактериальная клетка?
6. Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?
7. Какую роль играют бактерии в природе?
8. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?
9. Можно ли считать, что бактерии — вредные организмы? Свой ответ обоснуйте.
10. Почему утверждают, что без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
11. Почему грибы относятся к особому царству живой природы? Какие признаки характерны для царства Грибы?
12. Почему можно утверждать, что грибы — более высокоорганизованные организмы, чем бактерии?
13. Назовите приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
14. Чем дрожжи отличаются от других грибов? Как их использует человек?
15. Л чём вы видите принципиальное различие в значении спор у бактерий и грибов?
III. Организация ответов учащихся
Заслушивание и обсуждение сообщений, подготовленных учащимися в группах.
IV. Подведение итогов
Совместное с учителем обсуждение и оценивание результатов работы групп и каждого учащегося. Учащиеся сами оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности, учитель может согласиться или не согласиться с этой оценкой.