Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Контролъно-обобщающий урок - Строение и процессы жизнедеятельности клетки - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках;
• проверить умения учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся закрепляются знания о химическом составе, строении и процессах жизнедеятельности клетки, развиваются первоначальные представления о единстве живых организмов.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты живой и неживой природы, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе осознания того, что клетка — структурная и функциональная единица живого организма.
Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, клетка как структурная и функциональная единица живого организма.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе и обсуждении ответов на вопросы, поставленные учителем, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и отдельных учащихся, работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Контроль знаний и умений
Организация самостоятельной работы учащихся.
Учащимся (одному ученику от группы) предлагается приготовить микропрепараты клеток кожицы чешуи лука, листа элодеи, мякоти плодов, рассмотреть их под микроскопом и сделать схематический рисунок. (Учитель проверяет правильность выполнения учащимися практической работы, предлагает им прокомментировать свои действия при её выполнении. Результат выполнения практической работы учитель оценивает совместно с учениками класса.)
III. Обобщающая беседа по вопросам
В то время когда вызванные учащиеся выполняют практическую работу, с остальными проводится фронтальная беседа по вопросам.
— С помощью каких приборов изучают клетки?
— Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?
— Какие вещества входят в состав клетки?
— Какие вещества, находящиеся в клетках, относятся к неорганическим?
— Какие вещества, находящиеся в клетках, относятся к органическим?
— Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
— Какие факты свидетельствуют о единстве живой и неживой природы?
— Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
— Что такое цитоплазма и какую роль она выполняет в клетке?
— Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
— Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?
— Как происходит деление клеток?
— Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?
— В чём состоит принципиальное отличие строения клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
— О чём свидетельствует сходство строения и химического состава всех клеток?
IV. Подведение итогов
Обсуждение с учащимися и совместное оценивание результатов работы групп и каждого учащегося.
В заключение урока учитель вместе с учениками обсуждает и оценивает работу как группы в целом, так и каждого учащегося.
По результатам работы каждый ученик получает две оценки. Первая одинакова для всех членов группы, характеризует работу группы в течение изучения всей темы. Вторая индивидуальна для каждого ученика и отражает его успехи при изучении материала темы.
На основе Технологической карты разрабатывается Инструктивная карточка для самостоятельной работы учащихся.
Инструктивная карточка для самостоятельной работы учащихся в группах, как правило, разрабатывается на всю тему. В нашем случае, учитывая, что тема разбита на 2 подтемы, целесообразно разработать отдельную Инструктивную карточку на каждую подтему. Это облегчит организацию работы учащихся.
Предлагаем примерный вариант Инструктивной карточки.