Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Химический состав клетки - Увеличительные приборы. Химический состав клетки - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• познакомить учащихся с химическим составом клеток;
• сформировать понятие “неорганические вещества” и раскрыть их роль в клетке;
• сформировать понятие “органические вещества” и раскрыть их роль в клетке.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с химическим составом клетки, с неорганическими и органическими веществами и их ролью в клетке.
Метапредметные: учащиеся учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: неорганические и органические вещества, вода, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Деятельность учащихся: знакомство с химическим составом клетки, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при работе в группе и обсуждении результатов работы на уроке.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Актуализация и проверка знаний
Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя об основных группах элементов, входящих в состав клеток. Введение понятий “неорганические вещества” и “органические вещества” (с использованием таблицы “Химический состав клетки”. Заполнение учащимися схемы “Химический состав клетки”, задание 4 на с. 23 рабочей тетради).
2. Учитель контролирует работу учащихся в группах, при необходимости оказывает им помощь. (Лабораторную работу “Обнаружение воды и минеральных солей в растениях” на с. 28 учебника в целях безопасности рекомендуем провести демонстрационно.)
Важно, чтобы учащиеся после просмотра демонстрации опытов обсудили в группе их результаты и самостоятельно сделали выводы. Желательно, чтобы лабораторную работу “Обнаружение органических веществ в растениях” учащиеся выполнили самостоятельно.
IV. Закрепление знаний
1. Проверка правильности выполнения заданий учащимися.
2. Фронтальная беседа по вопросам.
— Какую роль в клетке играет вода?
— Какую роль в клетке играют минеральные соли?
— Каково значение органических веществ в клетке?
V. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.