УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Устройство увеличительных приборов - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - разработка урока
Задачи главы:
• сформировать у учащихся понятия о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках;
• научить учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.
Планирование главы
Урок 6. Устройство увеличительных приборов.
Урок 7. Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Урок 8. Химический состав клетки. Органические вещества.
Урок 9. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).
Урок 10. Особенности строения клеток. Пластиды.
Урок 11. Процессы жизнедеятельности в клетке.
Урок 12. Деление и рост клеток.
Урок 13. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. Контрольно-обобщающий урок.
Урок 6. Устройство увеличительных приборов
Задачи урока:
• познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа;
• научить учащихся работать с лупой и световым микроскопом;
• сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, учатся работать с ними; узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов; убеждаются, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
Личностные: интерес к работе с новым оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп.
Деятельность учащихся: знакомство с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Заслушивание и обсуждение отчётов учащихся о выполнении заданий на экскурсии.
2. Проверка знаний о разнообразии живых организмов, их приспособлении к определённым условиям существования, о царствах живой природы и основных отличиях живого от неживого (фронтальная беседа).
II. Изучение нового материала
1. Демонстрация учителем увеличительных приборов (лупы, штативной лупы и микроскопа) и рассказ об использовании их в биологических исследованиях.
2. Лабораторная работа “Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы” (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 24 учебника, оформление работы в тетради — задание 2 к уроку 6).
3. История открытия клеточного строения организмов (рассказ учителя).
4. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним (объяснение учителя, демонстрация микроскопа и приёмов работы с ним).
5. Лабораторная работа “Устройство микроскопа и приёмы работы с ним” (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 24 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 3 к уроку 6).
III. Закрепление материала
Беседа об устройстве светового микроскопа. Отработка последовательности действий при работе с микроскопом.
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 6 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выучить правила работы с микроскопом на с. 24 учебника.
3. Выполнить задание 5 в рабочей тетради.