УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных - Регуляция жизнедеятельности организмов - разработка урока
Задачи урока:
• расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организма на основе знакомства с нервной регуляцией;
• сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе;
• раскрыть рефлекторный характер деятельности нервной системы;
• показать тесную взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции, значение саморегуляции физиологических процессов в организме.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организмов; овладевают умением объяснять роль нейрогуморальной регуляции в жизни многоклеточных животных.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью аквариумных рыб, совершенствуют навыки работы с текстом учебника, продолжают учиться работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности животных.
Основные понятия урока: нейрон, нервная система, рефлекс, нейрогуморальная регуляция.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов наблюдения за реакцией аквариумных рыб на раздражители.
Ход урока
I. Проверка знаний о значении гуморальной регуляции в жизнедеятельности организма в соответствии с его потребностями и изменениями окружающей среды (фронтальная беседа).
II. Изучение нового материала
1. Нервная система многоклеточных животных. Нейрон — структурная единица нервной системы. Способность нейрона возбуждаться и проводить возбуждение по нервным волокнам (объяснение учителя с использованием таблицы и рисунка 93 учебника).
2. Рефлекс как форма проявления нервной деятельности животных и человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности нервной регуляции: происходит быстро, управляет работой определённых органов и тканей (объяснение учителя с использованием таблицы).
3. Нейрогуморальная регуляция деятельности организма (объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков учебника).
4. Демонстрация реакции аквариумных рыб на раздражители (описание работы на с. 146 учебника, оформление работы в тетради — задание 5 к уроку 23 в рабочей тетради).
III. Закрепление материала
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 144—145. Выполнение заданий 1, 2 к уроку 23 в рабочей тетради.
2. Беседа о формировании рефлексов у животных.
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 38 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выполнить задание 3 к уроку 23 в рабочей тетради.