Заключительно-обобщающий и зачетный урок по теме «Развитие органического мира»

Биология 10 класс - поурочные разработки

Заключительно-обобщающий и зачетный урок по теме «Развитие органического мира»

1 вариант

1. Какой путь эволюции(ароморфоз, идиоадаптация или дегенерация) должен быть характерен для существа переходящего от активного к малоподвижному образу жизни?

2. Всегда ли в процессе эволюции усложнение организации приносит дополнительные шансы в борьбе за существование? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Может ли ароморфоз способствовать проигрышу в борьбе за существование и в конечном итоге привести к вымиранию? В случае согласия с этим утверждением проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

4. Предположим, что конкретный биологический вид существует в пределах очень обширного ареала. Можно ли с уверенностью утверждать, что он находится в состоянии биологического прогресса? Почему?

5. Во всех ли случаях увеличение численности особей данного вида приведет к повышению интенсивности водообразования?

6. Является ли биологический регресс или биологический прогресс данной группы организмов необратимым? Приведите пример.

7. Предположим что численность конкретного вида животных и растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического прогресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести, чтобы окончательно и правильно ответить на поставленный вопрос.

8. Серая крыса находится в состоянии биологического прогресса. Как можно объяснить причины «расцвета» этого вида грызунов?

9. Существуют разные гипотезы происхождения жизни. Какой именно придерживаетесь вы лично? Почему?

10. Предложите эксперимент, который опровергнул бы идею о возможности самопроизвольного зарождения микроорганизмов в питательной среде.

11. Является ли коацерватная капля примитивным живым организмом? Аргументируйте свою точку зрения.

12. С чем была связана необходимость проявление автотрофных организмов? Ведь природа не терпит излишеств.

13. Какие перспективы эволюции жизни на планете появились в связи с возникновением автотрофных организмов? Какие проблемы и трудности были преодолены?

14. Какие преимущества появляются у многоклеточного организма по сравнению с многоклеточным?

15. Какие преимущества имеют аэробные организмы перед анаэробными? Рассмотрите ситуацию на конкретных примерах.

16. Какие организмы могут осуществлять процесс почвообразования на суш ев протерозойскую эру?

17. Какие факторы внешней среды могут повлиять на степень сохранности остатков живых организмов? В каких ситуациях вероятность сохранения остатков выше?

18. О чем может говорить наличие ископаемых переходных форм? Приведите необходимые примеры и прокомментируйте их.

19. Возможна ли с вашей точки зрения, обратная эволюция органического мира?

20. Чем должно отличатся строение псилофитов от строения водорослей? Почему?

21. Какие особенности строения позволили потомкам кистеперых рыб выйти на сушу?

22. Чем могли питаться первые вышедшие на сушу позвоночные животные?

23. Основываясь на сравнительно-анатомических данных, докажите, что пресмыкающиеся произошли от земноводных.

24. Какие причины могли привести к биологическому регрессу пресмыкающихся в конце мезозойской эры? Какие из этих гипотез вымирания динозавров кажутся вам наиболее вероятными? Почему?

25. Мамонты - это млекопитающие. Ящерицы - это пресмыкающиеся. Однако первые вымерли полностью, а вторые сохранились до наших дней. Попытайтесь дать развернутое объяснение данному факту.


2 вариант

1. Какие морфологические, анатомические и физиологические изменения должны произойти у существ, которые в процессе эволюции стали паразитами, обитающими внутри организма - хозяина? Рассмотрите несколько возможных случаев.

2. Согласны ли вы с утверждением, что эволюционный процесс преимущественно сопровождался усложнением форм жизни? Если да, то не противоречит ли приведенное выше утверждение нашим представлениям об общей дегенерации как об одном из путей эволюционного процесса? Поясните свой ответ.

3. Существует ли логическая связь между разными чертами(характеристиками) биологического прогресса? Свои рассуждения начните с анализа ситуации, при которой в одной из популяций резко возросла численность особей. Каковы могут быть причины этого роста? К каким последствиям это может привести?

4. Всегда ли увеличение численности особей внутри вида или популяции будет проводить к расширению ареала? Аргументируйте свой ответ.

5. Всегда ли расширение ареала будет сопровождаться повышением интенсивности видообразования?

6. Почему воздействие человека приводит одни виды к биологическому регрессу, а другие - к биологическому прогрессу?

7. Численность конкретного вида животных невелика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического регресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести?

8. В результате биологического регресса многие виды птиц оказались на грани полного исчезновения. Объясните возможные причины этого неоспоримого факта.

9. Возможно ли самопроизвольное зарождение жизни из неживой материи в современных условиях? Поясните свою позицию.

10. Считаете ли вы убедительной гипотезу происхождение жизни А.И. Опарина? Обоснуйте свою точку зрения.

11. Почему первые живые организмы могут быть гетеротрофными?

12. Почему первые живые организмы могут быть анаэробными?

13. Какие преимущества приносит появление полового процесса?

14. Почему на нашей планете сохранились как одноклеточные, так и многоклеточные организмы? Ведь последние более прогрессивны и должны были бы вытеснить одноклеточные, победить их в борьбе за существование?

15. В чем заключается принципиальное отличие хемосинтеза от фотосинтеза?

16. Почему первые живые организмы возникли именно в водной среде?

17. Какие общие тенденции имеет эволюция жизни на нашей планете?

18. Какие трудности должны возникнуть у растений, осваивающих переход из водной в наземно-воздушную среду обитания? Как эти трудности могут быть преодолены?

19. В чем заключается преимущество голосеменных растений перед папоротниками и мхами? К чему привело это преимущество в конце палеозойской эры?

20. Какие особенности строения древних земноводных не позволили им разорвать связь с водоемами и занять господствующее положение на суше?

21. В чем проявилась боле высокая приспособленность к жизни на суше у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?

22. В чем недостатки гигантизма? А в чем его преимущества?

23. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение, потеснив представителей голосеменных?

24. Основываясь на сравнительно-анатомических данных, докажите, что птицы произошли от пресмыкающихся.

25. Назовите предполагаемые причины, которые могли привести к полному вымиранию мамонта, шерстистого носорога, пещерного льва, саблезубого тигра.






Для любых предложений по сайту: [email protected]