Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Обобщение, систематизация и контроль знаний по главе Размножение и индивидуальное развитие организмов - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс
Цели урока:
образовательная: обобщить и систематизировать знания о (об): сущности размножения, его биологической роли; формах размножения, цитологических основах полового и бесполого размножения; мейозе; делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу; этапах эмбрионального и постэмбрионального развития;
развивающая: развивать умения сравнивать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии живых организмов в народном хозяйстве, здравоохранении);
воспитательная: осуществлять экологическое воспитание учащихся путем показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций; осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: словесный (беседа), устный и письменный опрос.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Основные термины, понятия: размножение, бесполое и половое размножение, вегетативное размножение, сперматогенез и оогенез, осеменение и оплодотворение, партеногенез, онтогенез.
Материалы и оборудование: таблицы, иллюстрирующие размножение растений, животных, грибов; гербарные экземпляры растений, раздаточный материал (задания).
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
знать сущность бесполого и полового размножения организмов, сущность оплодотворения, закономерности индивидуального развития организмов, типы онтогенеза, основные стадии эмбрионального развития животных;
уметь проводить сравнение способов размножения организмов.
- Проверка знаний биологических терминов и понятий
Ø Деятельность учителя
Делит учащихся на три группы (например, по рядам). Раздает карточки с терминами и понятиями и предлагает записать на отельных листках их определения.
Перечень проверяемых терминов и понятий: размножение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, споры, почкование, фрагментация, деление, спорообразование, половой процесс, сперматозоиды, яйцеклетки, гаметогенез, сперматогенез, оогенез, овуляция, осеменение, оплодотворение, партеногенез, онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период, митоз, мейоз.
Ø Деятельность учащихся
Записывают определения терминов и понятий. После выполнения задания сдают учителю работы.
- Работа в группах
Ø Деятельность учителя
Выдает задания для каждой группы.
Задание для группы № 1
Соберите схему периодизации онтогенеза животных организмов. Ответьте на вопрос: что такое постэмбриональное и эмбриональное развитие?
Задание для группы № 2
Соберите схему митоза. Ответьте на вопрос: в чем биологическое значение митоза?
Задание для группы № 3
Соберите схему мейоза. Ответьте на вопрос: в чем биологическое значение мейоза?
Ø Деятельность учащихся
Получив задание, каждая группа сначала работает на месте: затем представитель от каждой группы чертит схему на доске.
Ответы
- Схема периодизации онтогенеза животных организмов
- Схема митоза
- Схема мейоза
Ø Деятельность учителя
Предлагает каждой группе решить биологическую задачу.
Задача 1. У пчел, ос, тлей, дафний встречается особая разновидность полового размножения — партеногенез. Объясните явление партеногенеза. Можно ли искусственно вызвать партеногенез у тех видов, для которых в нормальных условиях он не характерен? Если да, то какими приемами?
Задача 2. У земноводных, большинства насекомых постэмбриональное развитие протекает с образованием личиночной стадии. Как называется такой тип постэмбрионального развития? Какие преимущества он дает организму?
Задача 3. Морские звезды истребляют устриц. Поэтому попавших в сети морских звезд рыбаки разрубали на куски и выбрасывали зa борт. Однако узнав об одной особенности их размножения, они перестали так поступать. Что это за особенность и к чему она приводит?
Ø Деятельность учащихся
Решают биологические задачи.
Ответы
- Партеногенез — это такой способ полового размножения живых организмов, при котором образование нового организма происходит только из одной женской половой яйцеклетки, т. е. женская половая клетка не подвергается оплодотворению мужскими клетками — сперматозоидами.
Партеногенез считается обычным способом размножения многих представителей животного и растительного мира и может быть облигатным (в случае если яйцеклетки способны лишь к партеногенезу) и факультативным (при котором яйцеклетка может развиваться! и непосредственно партеногенезом и в результате естественного оплодотворения).
Искусственный партеногенез у животных был впервые получен русским зоологом А. А. Тихомировым (1886). Ученый показал, что неоплодотворенные яйца тутового шелкопряда можно побудить к развитию растворами сильных кислот, трением и другими физико-химическими раздражителями. В дальнейшем искусственный партеногенез был получен учеными (Ж. Леб и др.) у многих животных, главным образом, у морских беспозвоночных (морские ежи и звезды, черви, моллюски), а также у некоторых земноводных (лягушка) и даже млекопитающих (кролик).
- У низших животных постэмбриональное развитие бывает сравнительно длительным и сопровождается весьма значительными преобразованиями. Так как в этом случае молодое животное по своей организации весьма отлично от взрослого и живет в иной биологической обстановке, а нередко и в иной среде, то оно обладает обычно и целым рядом специальных приспособлений или даже особых органов временного характера, которые позднее заменяются иными, дефинитивными органами. Такое постэмбриональное развитие называется личиночным.
- Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звездам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавшихся в сеть морских звезд рыбаки разрубали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что это приводит только к увеличению численности морских звезд, рыбаки стали бросать их в кипяток.
III. Проверка практических умений и навыков учащихся
Ø Деятельность учителя
Дает группам задания с целью проверки, как учащиеся могут применять свои знания на практике.
Задание для группы № 1
Рассмотрите на микропрепарате клетки состояние хромосом, определите фазу митоза и расскажите о ней.
Задание для группы № 2
Рассмотрите комнатные растения разных видов1 и определите, с помощью каких органов они размножаются.
Задание для группы № 3
Рассмотрите коллекцию и назовите стадии развития майского жука. Сравните стадии личинки, куколки и взрослой формы и укажите различия в их строении.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют задания.
Ответы
- Метафаза.
Пары хроматид прикрепляются своими центромерами к нитям веретена деления и перемещаются вверх н вниз по веретену до тех пор, пока их центромеры не выстроятся по экватору клетки.
- Бегонии размножают стеблевыми и листовыми черенками, семенами, делением куста и корневища. Клубневые бегонии размножают также делением клубня.
Примулы размножают семенами, делением куста и листовыми черенками.
Хлорофитум размножают укоренением боковых отростков (розеток) или делением куста при пересадке. Укоренение происходит цепко. После посадки в почву растение быстро разрастается и начинает давать боковые побеги — усы с мелкими белыми цветками. Позже на концах побегов появляются розетки, имеющие собственные корешки.
Аспидистр размножают делением куста при пересадке, но можно размножать и листом — по особой технологии.
- Схема развития майского жука:
яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое.
Тип развития с полным превращением.
Личиночная стадия — это период интенсивного питания и роста, жизнь взрослого насекомого — время расселения. Важно отметить, что различия в строении личинки и взрослого жука — приспособления, сложившиеся исторически как результат взаимоотношения с факторами среды. Эти приспособления устраняют конкуренцию между разными стадиями за пищу, содействуя процветанию вида.
- Подведение итогов работы на уроке, оценивание ответов
Ø Деятельность учителя
Проанализировав результаты урока, определяет уровень запоминания материала, заинтересованность учащихся, степень воздействия обучения на их личность. В заключение отмечает достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный итог урока.
Ø Деятельность учащихся
Оценивают результаты своей работы на уроке.
1 Бегония, примула, хлорофитум, аспидистра или другие — на усмотрение учителя.