Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Типы размножения организмов. Бесполое размножение - РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - 10 класс
Цели урока:
образовательная: углубить и обобщить знания учащихся о размножении и индивидуальном развитии организмов; сформировать понятие о формах, особенностях и биологическом значении бесполого размножения; выработать навыки сравнения способов бесполого размножения;
развивающая: способствовать развитию логического мышления, навыков аргументированного выступления;
воспитательная: способствовать экологическому воспитанию путем демонстрации роли размножения организмов в сохранении численности видов.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины, понятия: размножение, бесполое размножение, споры, почкование, вегетативное размножение, фрагментация.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация “Типы размножения организмов. Бесполое размножение”; живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом); таблицы “Вегетативное размножение отводками, черенками и корневыми отпрысками”, “Вегетативное размножение клубнями и луковицами”, “Размножение простейших”.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
знать сущность бесполого размножения;
уметь проводить сравнение способов размножения организмов.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, сообщает тему урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.
- Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Дает задание учащимся: перечислите основные признаки проявления жизни.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют задание, отвечая на поставленный вопрос.
Предполагаемые ответы: дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.
Ø Деятельность учителя
Предлагает вспомнить сущность понятия “живой организм”.
Ø Деятельность учащихся
Раскрывают сущность понятия.
Предполагаемый ответ: живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми свойствами живого.
Ø Деятельность учителя
Напоминает учащимся, что они уже знакомы с понятием “размножение”, и предлагает вспомнить его формулировку.
Ø Деятельность учащихся
Формулируют определение понятия “размножение”.
Предполагаемый ответ: размножение — свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся вспомнить типы размножения.
Ø Деятельность учащихся
Озвучивают типы размножения.
Предполагаемые ответы: 1) бесполое размножение — делением клетки пополам; спорами; частями тела (вегетативное размножение); почкование; 2) половое размножение.
Ø Деятельность учителя
Сообщает учащимся тему урока и показывает слайд 1.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради тему урока.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Рассказывает о сущности размножения как важнейшего свойства жизни на Земле. Демонстрирует слайд 2 “Основные формы размножения”.
Ø Деятельность учащихся
Изучают слайд 2, чертят в рабочих тетрадях схему.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся ответить на вопросы.
- Чем отличаются эти формы размножения?
- Приведите примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные вопросы.
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопросы: как размножаются водоросли? бактерии? простейшие (амеба, инфузория туфелька, хламидомонада, хлорелла)? цветковые и споровые растения? животные? Предлагает сделать вывод.
Ø Деятельность учащихся
Дают ответы на поставленные вопросы. Делают вывод: в основе всех способов размножения лежит деление клетки.
Ø Деятельность учителя
Подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов. Наряду с бесполым размножением очень давно возникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалось применительно к условиям жизни различных организмов (это будет рассмотрено на следующем уроке).
Ø Деятельность учащихся
Слушают учителя.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся перечислить известные им виды бесполого размножения организмов.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос.
Предполагаемые ответы: деление клетки, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение.
Ø Деятельность учителя
Демонстрирует слайд 3.
Ø Деятельность учащихся
Изучают слайд 3.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает о том, что бесполое размножение широко распространено в природе, в основном у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Характеризует особенности бесполого размножения, демонстрируя слайд 4.
Ø Деятельность учащихся
Фиксируют в рабочих тетрадях особенности бесполого размножения.
Ø Деятельность учителя
Обращает внимание учащихся на особенности каждого вида бесполого размножения, начиная с деления. Демонстрирует слайд 5 (деление клетки амебы обыкновенной надвое).
Ø Деятельность учащихся
Изучают слайд 5. Делают пометки в рабочих тетрадях об особенностях размножения путем деления клетки.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает об особенностях спорообразования у представителей всех групп споровых зеленых растений и грибов, используя гербарные экземпляры и демонстрируя слайд 6 презентации.
Ø Деятельность учащихся
Изучают слайд 6. Делают пометки в рабочих тетрадях об особенностях спорообразования.
Ø Деятельность учителя
Объясняет, как происходит почкование.
На материнской особи образуется вырост — почка (содержащая дочернее ядро), из которой развивается новая особь. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее. Таким способом размножаются бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории. Демонстрирует слайд 7.
Ø Деятельность учащихся
Изучают слайд 7. Отмечают в рабочих тетрадях особенности почкования у живых организмов.
Ø Деятельность учителя
Обращается к классу с вопросом:
— Что собой представляет вегетативное размножение?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос.
Предполагаемый ответ: вегетативное размножение — это увеличение числа особей данного вида растения с помощью вегетативных органов — корня, стебля, листа или видоизмененного побега.
Ø Деятельность учителя
Отмечает, что вегетативное размножение характерно для многих групп растений; новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Демонстрирует слайд 8.
Ø Деятельность учащихся
Вместе с учителем формируют гипотезу: если размножать растения вегетативным способом, то признаки материнского организма сохранятся.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы по изученному материалу.
- Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом всех живых организмов?
- Перечислите основные формы размножения.
- Что такое бесполое размножение? Какой процесс лежит в его основе?
- Почему при бесполом размножении дочерние организмы копируют родительские?
- У каких организмов встречается бесполое размножение?
Предлагает выполнить задание.
Выберите правильное утверждение:
а) в бесполом размножении участвует один или несколько родителей;
б) половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;
в) при бесполом размножении образуется один новый организм;
г) половым способом размножаются все многоклеточные организмы;
д) почкованием могут размножаться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;
е) спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники;
ж) специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленные вопросы (1—5) устно. Выполняют задание.
Предполагаемый ответ — б, д, е, ж.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Предлагает закончить предложение:
Я сегодня на уроке...
Мне понравилось...
Мне не понравилось...
Хотелось бы...
Ø Деятельность учащихся
Высказывают свое мнение об уроке.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 38 учебного пособия; заполнить таблицу “Способы бесполого размножения”.
Способы бесполого размножения
Способы размножения |
Примеры из растительного и животного мира |
Деление клетки |
Бактерии, Протисты |
Спорообразование |
Грибы, Растения |
Почкование |
Дрожжи, Гидра |
Фрагментация |
Нитчатые водоросли, низшие животные |
Вегетативное размножение |
Растения |
Учитель может предложить учащимся выполнить дома (по желанию) практическое задание — размножить комнатное растение вегетативным способом. Необходимо пояснить, что для выполнения данной работы учащиеся могут использовать отсаженные в маленькие горшочки растения, образующие клубни (бегония, глоксиния), луковичные (амариллис, гемантус), корневищные (аспидистра, кливия), образующие усы (земляника, хлорофитум пучковатый), размножающиеся листом (бегония), черенками (традесканция, аралия).
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.