Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Движущие силы и основные результаты эволюции по Ч. Дарвину - ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 11 класс
Цели урока:
образовательная: сформировать понятие о борьбе за существование, естественном отборе, возможных типах взаимоотношений между организмами;
развивающая: развивать мировоззренческие взгляды учащихся на происходящие в природе эволюционные явления;
воспитательная: формировать навыки взаимодействия в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ с объяснением).
Материалы и оборудование: иллюстрации различных форм взаимоотношений между организмами (в виде таблиц или слайдов для демонстрации через мультимедийный проектор), карточки-задания.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
называть движущие силы эволюции; характеризовать основные результаты эволюции.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради дату и тему урока.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Предлагает троим учащимся письменно выполнить тестовое задание (с. 147). С остальными учащимися проводит фронтальный опрос.
Тестовое задание
1. Проявление одинаковых признаков у всех особей и их потомства под действием изменившегося фактора среды — это изменчивость: а) неопределенная; б) соотносительная; в) групповая. (+) Приведите пример |
1. Проявление у отдельно взятой особи в пределах одного сорта, породы или вида нового признака, который не встречался у родителей, — это изменчивость: а) соотносительная; б) неопределенная; (+) в) групповая. Приведите пример |
1. Изменение какого-то одного органа или части тела вслед за изменением других частей организма — это изменчивость: а) групповая; б) соотносительная; (+) в) неопределенная. Приведите пример |
2. Различная окраска кур одной породы — это изменчивость: а) неопределенная; (+) б) соотносительная; в) групповая |
2. Отбор штаммов микроорганизмов, синтезирующих наибольшее количество необходимого соединения, — это отбор: а) методический; (+) б) бессознательный; в) групповой |
2. Различная окраска цветков гороха в пределах одного сорта — это изменчивость: а) неопределенная; (+) б) соотносительная; в) групповая |
3. Какой отбор, по мнению Дарвина, самый важный, поскольку его протекание во многом сходно с природными процессами? а) Методический; б) бессознательный; (+) в) естественный |
3. Что кроме изменчивости Дарвин считал важным фактором эволюции? а) Наследственность; (+) б) естественный отбор; в) борьбу за существование |
3. Целенаправленное выведение человеком сортов растений или пород животных — это отбор: а) бессознательный; б) методический; (+) в) естественный |
Вопросы
- Что такое изменчивость? Какие формы изменчивости вы знаете? Расскажите о каждой форме, приведите свои примеры.
- Что вы можете рассказать об искусственном отборе? Какие его формы вам известны?
- Расскажите о теории искусственного отбора. Какое значение она имеет для человека?
Ø Деятельность учащихся
Трое учащихся выполняют тестовое задание, остальные отвечают на вопросы устно.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Кратко рассказывает учащимся, что, изучив искусственный отбор, способствующий появлению и разнообразию культурных растений и домашних животных, Дарвин предположил, что в природе может происходить подобное явление. Что же этому способствует?
Во-первых, наличие неопределенной (индивидуальной) изменчивости. Примером могут послужить пчелы, которые безошибочно узнают пчел из своего и соседних ульев, а растения, выросшие из желудей одного дуба, различаются множеством мелких особенностей.
Во-вторых, Дарвин сделал вывод, что приспособленность дикорастущих и культурных форм — следствие отбора. Но этот отбор осуществляется окружающей средой, а не человеком. Подобно тому, как породы животных и сорта растений приспособлены к потребностям человека, виды приспосабливаются к определенным условиям окружающей среды.
Организмы размножаются в геометрической прогрессии, но далеко не все доживают до половозрелого возраста из-за нехватки кормовых ресурсов, болезней, врагов и т. д. Дарвин предположил, что между организмами постоянно идет борьба за существование.
Ø Деятельность учащихся
Слушают рассказ учителя. Отмечают в рабочих тетрадях ключевые моменты.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся записать в рабочие тетради определение понятия “борьба за существование”.
Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимодействий организмов между собой и окружающими их условиями внешней среды.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради определение понятия “борьба за существование”.
Ø Деятельность учителя
Описывает три вида борьбы за существование, которые выделил Ч. Дарвин (внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды).
Внутривидовая борьба — взаимоотношения между особями одного и того же вида. Эта борьба наиболее напряженная, так как организмы предъявляют сходные требования к корму, убежищам, условиям размножения и др. Примером служит конкуренция за участки гнездования у птиц или превышение допустимого числа особей жука мучного хрущика, что приводит к нарушению половых циклов и каннибализму.
Межвидовая борьба — взаимоотношения между особями разных видов.
Типичные примеры — отношения “хищник — жертва”, “паразит — хозяин” и др. В результате такой борьбы один вид может вытеснить другой. Например, американская норка, ввезенная в Беларусь, постепенно физически вытесняет европейскую норку за счет более крупных размеров и выраженной агрессивности.
Борьба с неблагоприятными условиями среды — выживание наиболее приспособленных особей, популяций и видов в изменившихся условиях неживой природы. Эта форма борьбы наиболее остро проявляется, когда какой-либо абиотический экологический фактор находится в дефиците или избытке (засуха, наводнение, пожар). К примеру, в пустынях борьба за существование у растений направлена на экономное расходование влаги. Для этого у них сформировались приспособления в виде мясистых листьев или стеблей, глубоко проникающих корней и т. п. Другой пример — миграция перелетных птиц в теплые страны при наступлении холодов.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради определения терминов “внутривидовая борьба”, “межвидовая борьба”, “борьба с неблагоприятными условиями среды”.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся вспомнить определение понятия “естественный отбор”.
Естественный отбор позволяет сохранять и накапливать мелкие наследственные изменения, полезные для существования в данных условиях.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос
Предполагаемый ответ: естественный отбор — это процесс выживания и размножения наиболее приспособленных к условиям обитания особей и гибель менее приспособленных.
Ø Деятельность учителя
Объясняет основные результаты эволюции по Ч. Дарвину.
По Дарвину, результатами эволюции являются приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе.
Приспособленность — совокупность адаптаций (особенностей внешнего и внутреннего строения и поведения организмов), которые обеспечивают данному виду преимущество в выживании и оставлении потомства при определенных условиях среды.
Многообразие видов — второй важный результат эволюции. Неопределенная изменчивость и протекающий на ее основе естественный отбор приводят к многообразию взаимоотношений между организмами в природе. На основе данных взаимоотношений и формируется многообразие видов. Преимущество получают наиболее приспособленные к условиям среды и высокоорганизованные формы.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради основные результаты эволюции: приспособленность, многообразие видов.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Раздает чистые листы бумаги небольшого формата (по одному на двух-четырех учащихся). Затем показывает иллюстрации различных типов взаимоотношений между живыми организмами и озвучивает задание: в ходе обсуждения в малых группах узнать, какая из форм борьбы за существование показана на каждой иллюстрации, и записать ее под соответствующим номером на листе бумаги.
Ø Деятельность учащихся
Обсуждают иллюстрации, записывают формы борьбы за существование. Подписывают свои листки.
Предполагаемые ответы:
1, 4 — внутривидовая;
2, 5 — межвидовая;
3, 6 — борьба с неблагоприятными условиями неживой природы.
Ø Деятельность учителя
Собирает листки с ответами. Озвучивает верные ответы. Предлагает учащимся, давшим верные ответы, обосновать свое мнение.
Ø Деятельность учащихся
По вызову учителя — обосновывают свои ответы.
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы.
- Верно ли утверждение, что в результате борьбы с неблагоприятными условиями среды выживают наиболее неприспособленные особи? Если нет, укажите, какие особи выживают.
- Основными результатами эволюции являются наследственность, многообразие видов и приспособленность. Что лишнее?
- Назовите факторы естественного отбора.
- Верно ли утверждение, что внутривидовая борьба — отношения между особями одного вида? Почему Дарвин считал эту борьбу наиболее напряженной?
- Укажите, что Дарвин считал движущими силами эволюции: естественный отбор, наследственность, борьбу с неблагоприятными условиями среды, многообразие видов, борьбу за существование.
- Примером какой борьбы является вытеснение сорными растениями культурных форм?
- В какие периоды острее всего проявляется борьба с неблагоприятными условиями среды? Приведите примеры.
- Естественный отбор производится человеком или природой? Почему?
- К чему приводит межвидовая борьба?
Ø Деятельность учащихся
Устно отвечают на вопросы.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 27 учебного пособия, ответить на вопросы в конце параграфа.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.