Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Видовая структура биоценоза - ЭКОСИСТЕМЫ - 11 класс
Цели урока:
образовательная: сформировать понятие о видовом богатстве и разнообразии в экосистемах, обосновать значимость биологического разнообразия как аспекта устойчивости экосистемы;
развивающая: развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);
воспитательная: воспитывать бережное отношение к живым существам и экосистемам.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа с опорой на полученные ранее знания), практический (терминологический диктант).
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины, понятия: биологическое разнообразие, видовое богатство, доминантные виды.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
характеризовать видовое разнообразие биоценоза; объяснять соотношение видов по их численности.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Отвечает на подготовленные вопросы учащихся по домашнему заданию. Проводит терминологический диктант.
Терминологический диктант
Термин |
Формулировка |
Гомойотермные животные |
Животные с постоянной, устойчивой температурой тела, почти не зависящей от температуры окружающей среды |
Суккуленты |
Растения, имеющие специальные ткани для запаса воды и, как правило, произрастающие в местах с сильно засушливым климатом |
Мутуализм |
Форма симбиотических межвидовых взаимоотношений между организмами, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга |
Пределы выносливости |
Диапазон действия экологического фактора, ограниченный пороговыми точками, за пределами которых организмы гибнут |
Анабиоз |
Состояние живого организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни |
Планктон |
Совокупность пассивно парящих в воде и переносимых течением растений и животных |
Пойкилотермные животные |
Животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры внешней среды |
Эврибионты |
Организмы, способные существовать в широком диапазоне природных условий окружающей среды и выдерживать их значительные изменения |
Паразитизм |
Форма симбиотических межвидовых взаимоотношений между организмами, носящая антагонистический характер, когда один из видов использует организм другого вида в качестве среды обитания и источника пищи |
Фототаксис |
Двигательная реакция подвижных микроорганизмов в ответ на световой стимул |
Гигрофиты |
Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы |
Комменсализм |
Форма симбиотических межвидовых взаимоотношений между организмами, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы |
Условия существования |
Совокупность жизненно необходимых для организма факторов |
Микориза |
Взаимовыгодное сосуществование корней высших растений и мицелия гриба |
Лимитирующий фактор |
Фактор, величина которого близка или выходит за пределы выносливости |
Стенобионты |
Животные и растения, способные существовать лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды |
Ø Деятельность учащихся
Пишут диктант.
III. Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопросы.
- Что такое устойчивость?
- Что такое стабильность?
- Почему эти показатели важны для экосистем?
- Почему разнообразие связывают с устойчивостью и стабильностью?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы, высказывают предположения.
- Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Кратко излагает информацию, поясняя новые понятия и термины.
Сопоставляя биоценозы различных географических и климатических поясов, можно выявить некоторые общие закономерности. Так, характерной чертой биоценозов северных широт является наличие небольшого числа обычных, так называемых доминантных видов, представленных большим числом особей, и большого количества малочисленных и редких видов, представленных малым числом особей. Напротив, во влажных тропиках обычно насчитывается множество видов с низким относительным обилием.
Явление доминирования особенно хорошо выражено в растительном покрове; доминанты у растений принято выделять либо по количеству фитомассы, либо по величине проективного покрытия. Так, в ельнике чернично-мшистом доминантами будут ель, черника и зеленый мох. Виды-доминанты могут играть выраженную средообразующую роль, определяя основные свойства фитоценозов (структуру, биомассу, продукцию). Такие виды называются эдификаторами. В приведенном примере типичный эдификатор — ель.
Как правило, эдификаторы определяют и общий облик фитоценоза, м ландшафт (еловый лес, ковыльная степь, осоковое болото).
Видовое разнообразие биоценоза слагается из двух компонентов:
1) видового богатства;
2) выравненности.
Видовое богатство (плотность видов) — это просто общее число видов, которое для удобства сравнения иногда выражают как отношение числа видов к площади или же числа видов к числу особей.
Ø Деятельность учащихся
Слушают объяснение учителя. Записывают основные понятия и их определения в рабочие тетради.
Ø Деятельность учителя
Раскрывает понятие “экотон”.
Еще в 1960-е гг. был замечен ряд случаев положительной корреляции стабильности экосистем с высоким видовым разнообразием (дождевой лес, коралловые рифы). Освоение человеком природных экосистем, создание искусственных биоценозов влекло за собою уменьшение видового разнообразия. Но и сегодня основным резервуаром генетического разнообразия являются природные экосистемы. Утрата тех или иных генетических ресурсов необратима. Определенную озабоченность этой проблемой наука, общественность и государство стали проявлять достаточно давно, что получило отражение в системе мер сохранения генофонда природных экосистем, выражением которых стали региональные “Красные книги” (1981, 1993 и 2005 гг.). “Красные книги” концентрируют внимание на редких, малочисленных и исчезающих видах, не затрагивая обычные виды и их местообитания. В связи с этим назрел вопрос об охране биологического разнообразия в целом, а не отдельных его компонентов.
В аспекте видового богатства биоценозов представляет интерес еще одно явление. На границе двух биоценозов всегда имеется так называемая переходная зона, называемая экотоном. Примеры экотонов — заболоченный берег озера; заросли кустарника по опушке леса. Видовой состав биоты в экотонах численно всегда богаче соседних биоценозов (так называемый краевой эффект, или эффект опушки).
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочие тетради:
1) годы издания первых “Красных книг”;
2) определение понятия “экотон” (переходная зона между двумя биоценозами).
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Проводит фронтальный опрос, уточняя степень усвоения основных понятий, изученных на уроке.
Ø Деятельность учащихся
Формулируют определения новых понятий и терминов с помощью записей в рабочих тетрадях.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 16 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;
— изучить записи в рабочей тетради;
— выписать в рабочую тетрадь примеры видов-доминантов;
— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.