Разработки уроков биологии в 10-11 классах
ПРЕДИСЛОВИЕ
Инновационная педагогическая деятельность направлена на обновление системы образования, в том числе на структурные изменения в организации учебного процесса. Современный урок должен быть действенным, ориентированным на практическую деятельность и творческую активность учащихся, развивать у них навыки коллективной работы и познавательную самостоятельность.
Организация такого урока требует от учителя творческого п профессионального подхода при подборе учебного материала, гак как от качества предъявленного материала зависят результаты его усвоения и обучения учащихся. При проектировании урока основной задачей учителя является выбор оптимальной модели, включающей метод обучения, формы его реализации, определенные педагогические средства, конкретные педагогические приемы, учебные материалы и желаемый результат.
Эффективность поставленной задачи определяется тем, насколько учителями освоен сценарный подход к обучению. Сценарий урока — форма текстового описания урока, представляющая ролевое распределение содержания действий участников, выделение особенностей специально созданных ситуаций. При этом простраиваются взаимоотношения всех участников урока.
В отличие от традиционного плана-конспекта урока, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, дидактическому сценарию свойственна вариативность — он более многогранен, разносторонен, и на его базе могут создаваться различные планы-конспекты уроков по изучаемой теме.
Программные и технические возможности современных информационных технологий вообще и сетевых образовательных ресурсов в частности позволяют учителю проектировать различные дидактические сценарии уроков в зависимости от целей обучения.
Применение в своей работе существенных признаков понятий “сценарий урока” или “дидактический сценарий” позволит, на наш взгляд, строить эффективные педагогические системы при изучении биологии на различных этапах и ступенях обучения. В свою очередь, каждый учитель, разрабатывая свой сценарий урока, должен опираться на определенные теоретические исследования, представлять свое видение структуры и содержания понятия “дидактический сценарий”.
Представленные разработки уроков по биологии будут способствовать выстраиванию системы действий учителя по созданию технологии обучения и усвоения знаний учащимися на уроке. Используя разработанные сценарии, учитель может творчески подходить к проведению уроков и проявлять инициативу.
В пособии представлены сценарии различных типов и форм уроков для 10-11 классов:
• 10 класс — комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок обобщающего повторения, урок-семинар, урок-модуль, урок обобщения и систематизации знаний, урок-лекция;
• 11 класс — комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний.
При создании сценариев уроков авторы руководствовались образовательным стандартом по учебному предмету “Биология” и учебной программой по биологии для учреждений общего среднего образования.