Уроки Биологии в 10(11) классе развернутое планирование
Предисловие
У вас в руках материалы развернутого планирования, которые используются на обычных уроках биологии в старших классах физико-технического лицея № 1 г. Саратова. В них вошли тезисы лекций, карточки-задания для организации письменной проверки знаний, кодограммы, которые используются на уроке, тестовые задания к каждому уроку, зачетные уроки.
Автор 23 года работал по учебнику под редакцией Ю. И. Полянского и в 10-х классах начинал курс общей биологии с эволюционного учения. В 11-х классах изучались основы цитологии, размножения и индивидуального развития, основы генетики и селекции. Это более сложный материал, и учащиеся в 11-м классе серьезнее относятся к учебному процессу. Последние два года учимся по учебнику под редакцией Д. К. Беляева, но порядок изучения остался прежний — в 10-х классах начинаем с эволюционного учения, а в 11-х классах заканчиваем генетикой и селекцией. Но это личное мнение и выбор учителя.
Изучение каждой главы заканчивается зачетным уроком. Для проведения зачета целесообразно заранее, за неделю, вывешивать вопросы тестового задания и теоретические вопросы. Тестовое задание для учеников 9-х классов обычно не должно превышать 30 вопросов, на которые ученик должен дать краткий ответ или написать определение, в 10—11-х классах — не более 40. Теоретических вопросов — не более 6. На зачете учащимся будут предложены эти же вопросы в тестовом задании, но в другом порядке и один из теоретических вопросов. Письменная работа проводится по вариантам, каждому предлагается за 25 минут выполнить тестовое задание и ответить на один из теоретических вопросов. Один вариант отвечает на первые 10 тестовых вопросов, второй на другие 10. Такая форма контроля дает возможность ученику хорошо подготовиться к зачету. С помощью тестового задания учитель делает срез через весь материал главы, письменные вопросы развивают навыки грамотного письменного ответа. Кроме того, остается время на углубление материала главы с помощью просмотра видеофильмов, заслушивания рефератов. Ученики, выступающие с рефератами или выпустившие газеты, освобождаются от написания теоретического вопроса на зачете.
Немного о том, как все это используется на уроках в нашем лицее. Часть учащихся лицея ежегодно поступают в вузы с биологическим профилем, где один из экзаменов — биология, поэтому они должны получить хорошие биологические знания в школе, на уроках.
Для этого нужен хороший кабинет. В настоящее время в кабинете биологии, кроме обычного набора технических средств, позволяющих объяснять с помощью видеофильмов, кинофильмов, диафильмов и слайдов, имеются 10 компьютеров в сети, с которыми учащиеся работают практически на каждом уроке.
Для того чтобы сделать повторение и опрос более эффективными, на большинстве уроков целесообразно использовать карточки для письменных ответов учащихся, карточки для работы у доски, компьютерное тестирование и устные ответы учащихся. Такая комбинированная форма опроса позволяет подготовить учащихся к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. В некоторых вузах практикуется письменная форма сдачи вступительных экзаменов, когда абитуриенту предлагается билет, в котором необходимо дать письменный развернутый ответ на три вопроса. Письменная работа с карточками и анализ, сделанный учителем, позволяют систематически готовить учащихся к данной форме сдачи экзаменов. Работа с тестами с помощью компьютеров или тестовых заданий готовит к сдаче экзаменов в тестовой форме.
Наиболее рационально для письменных ответов вызывать 3—4-х учеников. Они выходят с листочками и ручками, берут карточку-задание (карточки берут со стола учителя сами, но смотреть содержание задания нельзя) и в течение 10—15 минут отвечают на поставленные вопросы. Для работы с карточками-заданиями лучше выделить первые две парты, чтобы возможность для списывания свести к минимуму и чтобы учитель меньше отвлекался во время проведения опроса. Целесообразно на этих двух партах под стекло положить краткую памятку «Как работать с письменными карточками». Работы сдаются, проверяются учителем и на следующем уроке возвращаются учащимся с оценками и комментариями учителя.
Один ученик вызывается к доске, ему предлагается карточка-задание, в которой обычно 10 вопросов. Ответы можно дать одним-двумя словами. Ученик на доске записывает номера вопросов, против них — краткие ответы. Такая работа исключает подсказку с места: учащиеся видят только номер вопроса и ответ. Записав ответы на вопросы, учащийся садится на место. В конце опроса он вызывается к доске, читает вопросы и свои ответы к ним. Таким образом, учитель получает возможность с помощью всего класса проверить правильность ответов на наиболее важные вопросы темы. Эта карточка на перемене доступна учащимся — вопросы в ней перекликаются с вопросами компьютерного тестирования, учащиеся проверяют себя, всё ли они поняли при выполнении домашнего задания, на всё ли обратили внимание.
Девять учащихся вызываются на компьютерное тестирование (в кабинете биологии 9 ученических компьютеров и один учительский, связанные с серверной машиной). Им предлагается 10—15 тестов, созданных учителем для конкретной темы.
В настоящее время в продаже появились тестовые задания для компьютерного использования. Их немного, как правило, они не привязаны к конкретным урокам, учитель находится в жесткой зависимости от предложенной приобретенной программы тестов, редактировать их он не может. Кроме того, учащиеся разных школ используют учебники разных авторов, следовательно, централизованно подготовить тестовые задания для каждой конкретной школы к каждому уроку, зачету, олимпиаде достаточно сложно.
Единственный выход — иметь программу, с помощью которой можно самому создавать тестовые задания для своих уроков. Такая программа может быть написана грамотным программистом и должна предоставить возможность создать тестовое задание на любую тему человеку, не владеющему основами программирования.
Обычно предлагаются тесты, в которых на вопрос дается 4 варианта ответа, правильный — один из них. Очень удобно использовать тесты, в которых на вопрос дается несколько ответов, причем верными или неверными может быть любое количество из них. Если в данной работе перед тестом **, значит на вопрос дается несколько правильных ответов.
Время на обдумывание и на введение правильных ответов задается учителем. Если это один ответ из нескольких, то время на введение правильного варианта обычно 60 секунд. Ученик видит, сколько времени на обдумывание у него осталось, видит, на какой по счету тест он отвечает, видит предварительную оценку, процент правильных ответов. Если предлагается тест с несколькими правильными ответами, то они на желтом фоне (а не на белом, как при одном правильном ответе) и время на обдумывание устанавливается другое, обычно 100 — 120 секунд. Правильно указанный ответ дает балл, ошибочно указанный — снимает балл.
Учащийся может после тестирования посмотреть историю ответов, какие вопросы ему задавались, как он на них ответил, может апеллировать к учителю. При загрузке программы устанавливается определенная последовательность тестов, на соседних машинах тесты следуют в ином порядке, что не дает возможности подсмотреть ответы у соседа. Кроме того, чтобы исключить вероятность механического запоминания номеров правильных ответов, при загрузке меняется и последовательность вариантов ответов. Например, на вопрос «Что характерно для двудольных растений» есть четыре правильных ответа из десяти. На одной машине они будут, например, под цифрами 2, 6, 7, 10, на другой (или при повторной загрузке) — 1, 5, 7, 9, а на третьей машине это уже будет какая-то другая последовательность.
Критерии выставления оценки можно задавать самому, на уроках биологии оценка «5» выставляется, если процент правильных ответов составляет от 90 до 100%, «4» — 75—89%, «3» — от 50 до 74%.
Таким образом, на обычных уроках девять человек работают с компьютерами, трое отвечают письменно, один работает с карточкой у доски, три — четыре человека отвечают устно. Результаты тестирования печатает принтер, учитель выставляет их в журнал. В результате 15 — 16 человек получают оценку на каждом уроке, и учитель затрачивает на это всего около 18 минут. Причем на следующем уроке те, кто работал письменно и устно, будут тестироваться на компьютерах, т. е. чередуются устные, письменные и тестовые задания.
Для объяснения нового материала предлагаются кодограммы. Это краткие опорные конспекты или достаточно подробные конспекты с иллюстрациями. Краткие опорные конспекты пишутся в том случае, если материал в учебнике изложен хорошо. Подробные конспекты приходится использовать на спецкурсах, когда темы разрабатываются учителем, материал собирается из различных источников. Кодограммы набираются на компьютере, рисунки для них сканируются. Задача учителя - объяснить материал с помощью таблицы, диафильма. Работа учащихся с тетрадью организована с помощью кодограмм, что освобождает учителя от доски, появляется возможность спрашивать учащихся, как они поняли объяснение ключевых моментов урока, смотреть за работой с тетрадью, объяснять трудные моменты. Но и это уже вчерашний день. Для современного урока необходима современная техника. Вместо кодоскопа нужно использовать приставку к компьютеру, которая проецирует на большой экран все, что есть на экране компьютера, причем с прекрасным качеством.